Имеет ли право обычный гражданин РФ своими силами предотвратить административное или уголовное преступление?

Содержание
  1. Существует ли обязанность сообщать о преступлении?
  2. История вопроса
  3. О каких преступлениях гражданин обязан сообщить в полицию 
  4. Ответственность за несообщение о преступлении 
  5. Что будет за нарушение закона по незнанию или халатности
  6. Условия ответственности по закону
  7. Виды наказаний при нарушении закона
  8. Уголовная
  9. Гражданско — правовая
  10. Административная
  11. Как узнать об ответственности за нарушение закона
  12. Что делать при нарушении закона
  13. Гражданский арест и задержание преступников гражданами в России: правовые нормы
  14. Гражданский арест и его правовое регулирование в мире
  15. Правовое регулирование гражданского ареста в России
  16. Ответственность за гражданский арест
  17. Отличия административной ответственности от уголовной в законодательстве РФ
  18. Существенные различия преступления от правонарушения
  19. В чём сходство между преступлением и правонарушением?
  20. Исключение из общих положений
  21. Чем отличается уголовное преступление от административного правонарушения
  22. Законодательная база и перечень отличий
  23. Исключения из правил

Существует ли обязанность сообщать о преступлении?

Имеет ли право обычный гражданин РФ своими силами предотвратить административное или уголовное преступление?

Наверняка, каждый из нас в течение своей жизни хотя бы один раз становился свидетелем совершения какого-либо неблаговидного поступка со стороны других лиц, который вполне мог потянуть на статью Уголовного кодекса. А задавали вы себе вопрос – обязан ли я сообщить об увиденном в правоохранительные органы или нет? 

Существует ли установленная законом обязанность гражданина сообщить в полицию о преступлении? Попробуем разобраться. 

История вопроса

История ответственности за «недонесение на преступника» уходит своими корнями в глубокую древность. В частности, норма об ответственности за несообщение об услышанном злом умысле «на царя или на князя» имелась еще в Уставе Ярослава (12 век).

Впоследствии ответственность «за недоносительство на преступника» перекочевала из древних правовых источников в современные кодексы и законы. Уголовное наказание за недонесение существовало как в дореволюционной России, так и в годы существования СССР.

 

В советском уголовном законодательстве данный вид ответственности касался только недонесения о наиболее тяжких преступлениях. 

В Уголовном кодексе России 1996 года уголовная ответственность за несообщение о преступлении была полностью исключена и вернулась в законодательство только в 2016 году, с введением в УК РФ статьи 205.6, о которой мы еще поговорим. 

К слову, уголовная ответственность за несообщение о преступлении характерна и для многих иностранных правовых систем. 

О каких преступлениях гражданин обязан сообщить в полицию 

В соответствии с законом уголовная ответственность по статье 205.6 УК РФ за несообщение о преступлении установлена только в отношении ряда деяний, имеющих высокую степень общественной опасности, преимущественно, террористического характера. Исчерпывающий перечень этих преступлений перечислен в статье 205.6 Уголовного кодекса и сейчас мы их назовем. 

Гражданин будет нести уголовную ответственность, если не сообщит о достоверно известных ему фактах совершенных или готовящихся преступлений следующих категорий: 

  • Терроризм и смежные с ним деяния (содействие, призывы к террору и др.)
  • Захват заложников
  • Организация незаконного вооруженного формирования
  • Угон воздушного, водного судна или ж/д транспорта
  • Незаконные действия с ядерными и радиоактивными материалами
  • Посягательство на жизнь государственно или общественного деятеля
  • Насильственный захват власти
  • Вооруженный мятеж
  • Нападение на дипломатические представительства
  • Международный терроризм

А вот, если гражданин увидел, что где-то совершается, к примеру, кража или сбыт наркотиков и не сообщил об этом в полицию, никакой ответственности за это он не понесет. И даже за несообщение об убийстве законом не установлено никаких санкций. 

Это важно: в любом случае гражданин не может привлечен к ответственности за несообщение о преступлении, если оно совершено или готовится его близким родственником. Также не получится привлечь к ответственности адвоката, если о совершенном преступлении ему стало известно в связи с осуществлением защиты обвиняемого, даже если речь идет о новом преступлении

Также, не является наказуемым несообщение в полицию о фактах, которые в силу тех или иных причин вызывают у гражданина определенные сомнения.

Уголовно-наказуемым являются только несообщение о таких обстоятельствах, которые  достоверно и недвусмысленно являются преступлением и гражданин четко это понимает.

Обязанность доказать, что гражданин достоверно знал о преступлении, но не сделал сообщение в полицию, лежит на органах расследования. 

Также следует понимать разницу между несообщением и укрывательством преступлений. В первом случае уголовная ответственность наступает по ст. 205.6 УК РФ просто зха сам факт умолчания о преступлении, а во втором (ст.

316 УК РФ) – только в случае активного заранее не обещанного укрывательства особо тяжких преступлений (например, при оказании помощи убийце в транспортировке и укрытии трупа, при отсутствии признаков соучастия в самом убийстве). 

Ответственность за несообщение о преступлении 

Как мы уже упомянули, уголовная ответственность за несообщение о преступных действиях третьих лиц предусмотрена статьей 205.6 УК РФ. 

Санкция указанной статьи предусматривает следующие виды наказания: 

  • Штраф в размере до 100 000 рублей;
  • Принудительные работы на срок до 1 года;
  • Лишение свободы на срок до 1 года; 

При этом, следует иметь в виду, что такое наказание, как лишение свободы по указанной статье может быть назначено только в том случае, если виновный имеет непогашенную судимость или отягчающие обстоятельства, перечень которых указан в статье 63 Уголовного кодекса России. 

К слову, вопреки расхожему мнению, никакой административной ответственности за игнорирование обязанности гражданина сообщить в полицию о преступлении не существует. Есть только уголовная, но об этом мы уже говорили выше. 

Возраст наступления уголовной ответственности по ст. 205.6 УК РФ начинается с 16 лет. 

Остались вопросы? Задайте их нашим юристам:

Источник: https://uslovka.ru/articles/suschestvuet-li-objazannost-soobschat-o-prestuplenii.html

Что будет за нарушение закона по незнанию или халатности

Имеет ли право обычный гражданин РФ своими силами предотвратить административное или уголовное преступление?

    Граждане не всегда знают, когда их действия находится в рамках закона, а когда выходят за его пределы. В последнем случае их ждет ответственность, которая бывает разных видов в зависимости от тяжести совершенного деяния.

Не все имеют юридическое образование и могут квалифицировать свои действия как нарушение прав других лиц или общества, но для них важно их соблюдение. Ведь как говорят в народе, незнание закона не освобождает от ответственности.

Попробуем разобраться, как поступать в случаях, если гражданин по незнанию или халатности нарушил закон, как предотвратить негативные последствия совершенного действия.

Условия ответственности по закону

Каждый человек обладает полной свободой действий. Ограничить его в совершении как приносящих пользу обществу, так и вред поступков государство не может до момента наложения ответственности.

Индивиды имеют возможность строить свои отношения с обществом, исходя из собственных представлений о норме поведения.

Перенять её могут из семьи или образовательных учреждений, от других лиц, с которыми они состоят в дружеских отношениях или с коллегами.

На сегодня даже в средних образовательных учреждениях введен предмет по основам законодательства. Однако, для того чтобы применять полученные знания на практике, необходимо обладать достаточным объемом прав и осознанностью.

Другими словами, для наложения ответственности необходимо исполнения возраста совершеннолетия. Для некоторых видов общественно — опасных действий достаточно наступления 16 лет для наказания за совершение незаконных поступков.

Виды наказаний при нарушении закона

В зависимости от статуса субъекта отношений ответственность может предусматриваться в следующих видах:

Уголовная

Для всех категорий граждан — при совершении общественно — опасных деяний, которые наносят серьёзный ущерб обществу, они квалифицируются как уголовно — правовые, как последствие предусматривается строгое наказание. Понять природу таких нарушений закона достаточно просто.

Основы ограничения в них закладываются с детства обществом и каждый индивид должен понимать результат такого поведения. Последствия таких действий самые жесткие — ограничение или лишение свободы на определенный приговором судом срок, арест, назначение исправительных работ.

В некоторых случаях применяются смягчающие условия при наложении ответственности в виде освобождения от наказания или уменьшения срока отбывания, замены его на более мягкое в пределах, установленных определённой статьей УК РФ.

Не несут ответственность дети до 18 лет или 16 лет по ряду преступлений.

Гражданско — правовая

Материальная ответственность, связанная с нарушением норм гражданско-правового законодательства. Выражаться она может в виде срыва сроков исполнения условия договора, к примеру, при выполнении определённых работ или при поставке услуг.

Лица, которые профессионально занимаются предпринимательской деятельностью, обычно уведомлены о последствиях совершения ими определённых действий, ведущих к нарушению закона и возможных убытках.

Однако не всегда они оповещены о том, что помимо возмещения ущерба им придётся выплачивать неустойку от задолженной суммы, расходы на услуги адвоката и госпошлину при рассмотрении дела в суде. Соответственно, денежная оценка ущерба может повышаться и желательно не допускать нарушений закона, выполняя обязательства в срок.

Административная

Предусмотрена ответственность за действия, которые ведут к нарушению баланса общественных отношений в определённых сферах.

Они могут связываться с управлением транспортными средствами на дорогах, осуществлением коммерческой и профессиональной деятельности, занятием руководящей должности.

К примеру, речь об оказании услуг без соответствующего допуска, выдаваемого органами власти. Так может осуществляться строительство.

Последствия могут быть как в виде приостановления либо прекращения деятельности предприятия, допустившего выполнение работ без разрешения, так и наложения дисциплинарной ответственности на лиц, которые занимаются получением такой лицензии, отстранение от должности руководителя, допустившего совершение противозаконных действий персоналом, так и наложение уголовного наказания при причинении вреда жизни и здоровью граждан, к примеру, вследствие обрушения возведенных такой компанией зданий и конструкций. Дополнительно может налагаться материальная ответственность, если причинен ущерб имуществу третьих лиц — владельцев соседних домов, транспорту и т.д.

В рамках административной ответственности также может налагаться мера в виде выдворения незаконно пересекающих государственную границу лиц. Органы миграционной службы выносят постановление о принудительной депортации с вынесением запрета на прибытие в Россию.

Как узнать об ответственности за нарушение закона

Иногда граждане не понимают последствий совершенных ими поступков или бездействия. Узнают о применяемых мерах они при получении документов:

  • Распоряжений органов власти о лишении права на занятие определённой деятельностью. К примеру, акт Федеральной миграционной службы о запрете на ввоз иностранной рабочей силы для выполнения обязательств по трудовому договору на территорию РФ.
  • Судебных постановлений о вызове в суд для дачи показаний, привлечении в качестве ответчика, принятии акта о взыскании определённой суммы.
  • Постановления об аресте и заключении под стражу правоохранительных органов в случае совершения противоправных деяний для разбирательства по делу и возможном принятии приговора при установлении вины гражданина и наличии состава преступления в его действиях.
  • Претензии от контрагентов в связи с нарушением срока исполнения обязательства — поставки, выполнения работ, завершения строительства к определенной дате и т.д. Обычно такое письмо означает предупреждение в недопущении и предотвращении совершения незаконных действий. При непринятии мер возможно привлечение к материальной ответственности на основании решения суда.

Что делать при нарушении закона

Усилить ответственность может совершение неверных действий при нарушении закона, ведь для многих такое событие становится неожиданностью. Как поступать в таких случаях, несколько важных советов:

  • Если гражданин не владеет основами законодательства, то рекомендуется обратиться к независимому квалифицированному юристу в области права, где зафиксировано нарушение. Самостоятельные попытки разобраться в ситуации могут обернуться потерей времени, в течение которого следует оспорить незаконное постановление суда или акт органов государственной власти.
  • Игнорировать требования в устранении нарушений закона не рекомендуется. В некоторых случаях это означает согласие с предъявленными требованиями, в частности, в сфере совершения международных перевозок. В иных ситуациях предоставление документации или обоснования дает контрагенту дополнительные доказательства для предъявления требований по выплатам или наложению административной ответственности уполномоченными органами при дисциплинарных взысканиях.
  • Если нарушение имеет место и гражданин знает об этом, к примеру, если он не произвел вовремя плату по графику платежей на основании кредитного договора, то устранить недостатки следует в ближайшее время. Предварительно следует проверить претензии банка на предмет ошибок при формировании счетов. Отсрочка исполнения обязательства может обернуться начислением неустойки, штрафов, грозит испорченной кредитной историей и другими негативными последствиями, которые необходимо предотвратить во избежание повышения ответственности.

Государство обязано защищать интересы граждан в полном объеме и на равных началах.

Для каждого индивида важно осознание основ правопорядка с целью недопущения нарушения прав других индивидов и общественного строя.

Игнорировать законные требования в предотвращении или недопущении нарушений норм права не рекомендуется. Желательно как можно быстрее принять все возможные меры по исправлению сложившейся негативной ситуации.

Источник: https://mosad.online/chto-delat-esli-narushil-zakon/

Гражданский арест и задержание преступников гражданами в России: правовые нормы

Имеет ли право обычный гражданин РФ своими силами предотвратить административное или уголовное преступление?

Понятие гражданского ареста и возможность простых граждан совершать задержание преступников законодательно закреплены в правовых нормативах многих стран мира.

Таковые нормы позволяют делегировать часть полномочий органов правопорядка на плечи простых граждан, дают возможность остановить преступление или задержать преступника до приезда правоохранительных органов.

Однако в России гражданский арест или задержание всё ещё являются спорной тематикой, практически не имеющей под собой надлежащей правовой базы.

1. Гражданский арест и его правовое регулирование в мире 2. Правовое регулирование гражданского ареста в России 3. Ответственность за гражданский арест

Гражданский арест и его правовое регулирование в мире

В США, Австралии, Германии, Дании, а также многих других мировых государствах действует практика прямого разрешения гражданам осуществлять гражданский арест.

Под данным действием определяется наделение простых граждан некоторой долей полицейской власти.

В частности, очевидцы преступления или его жертвы могут выполнять задержание преступника на полностью законных основаниях.

При этом в большинстве случаев законодательство, разрешающее гражданский арест, позволяет лишь производить задержание до момента приезда правоохранительных органов.

Кроме того, процесс задержания должен быть обязательно связан с непосредственным преступлением, совершённым в короткий промежуток времени относительно задержания.

Соответственно нормативы гражданского ареста не осуществляются на преступления, совершённые задержанным вне единого промежутка времени или географического места.

В зависимости от конкретного государства нормативы гражданского ареста могут изменяться. В частности, в отдельных штатах США допускается применение гражданами огнестрельного оружия при необходимости задержания преступника. А в штате Кентукки, например, гражданам, произведшим гражданский арест преступника, дозволяется открывать огонь на поражение при попытке бегства задержанного.

В других же штатах, таких как Северная Каролина, осуществление гражданского ареста является полностью недопустимым, так как по мнению законодателей штата, данные права будут являться присвоением полномочий полиции и открывают спектр для спекуляций и эскалации насилия.

Правовое регулирование гражданского ареста в России

Российское уголовное законодательство не содержит никаких нормативов относительно применения возможности гражданского ареста или задержания лиц, свершивших преступление.

Единственные нормы, применимые касательно задержания лиц, раскрываются в положениях ст.

38 и 39 УК РФ, которые посвящены вопросам несения уголовной ответственности за действия, свершённые во время задержания преступников.

Тем не менее, разъяснительное постановление Пленума ВС РФ от 27.11.2012 полностью раскрывает право очевидцев преступления, либо лиц пострадавших от него, произвести задержание преступника до приезда органов полиции.

При этом, статьи 38 и 39 УК РФ могут выступать как основополагающие для освобождения лица от уголовной ответственности за причинённый задерживаемому вред. Действующие законодательные нормативы дозволяют причинение вреда в процессе гражданского ареста в следующих ситуациях:

  • Когда таковой вред был обусловлен необходимостями совершить задержание с целью предотвращения побега или продолжения совершения преступных деяний;
  • При исполнении необходимой обороны, заключающейся в защите себя от чужих преступных действий либо защите законных интересов и здоровья третьих лиц от общественно опасных деяний;
  • При крайней необходимости, в которой причинённый возможными преступными действиями вред был бы обозримо выше вреда, причиненного лицу, совершавшему таковые действия.

Обратите внимание

Причинение преступнику вреда во время задержания не всегда может являться безнаказанным.

Так, при наличествующем превышении допустимых пределов необходимости либо предусмотренных принципов обороны, при умышленном нанесении вреда его здоровью, не обусловленного необходимостью задержания или же крайними обстоятельствами, задерживающее лицо будет нести полную ответственность соответственно действующему уголовному законодательству.

Ответственность за гражданский арест

Как уже говорилось выше, уголовная ответственность за совершение задержания неуполномоченным на эти действия лицом исключается. Однако наличествующая судебная практика свидетельствует о фактах, когда действия простых граждан, задерживающих преступников, впоследствии оценивались в качестве уголовных преступлений.

В частности, осуществлявшие задержание граждане обвинялись по следующим преступлениям:

  • Ст. 288 УК РФ. В отдельных ситуациях осуществление задержания простыми гражданами в итоге квалифицировалось в качестве присвоения полномочий работников правоохранительных органов.
  • Ст. 114 УК РФ. Данная статья предусматривает причинение пострадавшему лицу тяжкого либо среднего вреда при превышении мер необходимой обороны.
  • Ст. 206 УК РФ. В наличествующей судебной практике встречались случаи, в каковых задерживающие преступника лица обвинялись в захвате его как заложника или в преступном ограничении свободы лица.

Следует помнить, что уголовное наказание за причинённый при задержании вред, допускается лишь в ситуациях, когда причинялся средний, тяжкий или смертельный вред здоровью задерживаемого, и, одновременно с этим, были нарушены пределы обороны или необходимости.

Важный факт

Понятие гражданского ареста во всех мировых государствах предоставляет гражданам право осуществлять арест или задержание. Тем не менее, обязанность таковых действий на них не налагается.

Ни один гражданин РФ не может быть привлечён к ответственности за бездействие относительно совершаемых третьими лицами преступных действий, если он не обладал прямыми обязанностями по их пресечению, не был о них осведомлён и не принимал в них участия.

(449 голос., 4,61 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.moe/grazhdanskij-arest-i-zaderzhanie-v-rossii/

Отличия административной ответственности от уголовной в законодательстве РФ

Имеет ли право обычный гражданин РФ своими силами предотвратить административное или уголовное преступление?

Чем отличается уголовное преступление от административного правонарушения? На этот вопрос каждый должен знать ответ.

Любое деяние, которое запрещается на законодательном уровне, является нарушением. Нарушение разделяются на два вида: преступление и правонарушение. Преступления относятся к ведению Уголовной области права, а значит, перечислены в соответствующем кодексе.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.

00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Правонарушения, регулируются Кодексом об административных правонарушениях.

Чаще всего они, представляют собой мелкие или небольшие проступки, которые законодательно запрещены, но либо не влекут за собой опасных для общества последствий, либо они могли быть, но не наступили. Яркий пример, это Дорожно-транспортное происшествие.

Если оно не повлекло за собой серьёзных последствий, как летальный исход или тяжкие телесные повреждения, то виновное лицо будет рассматриваться как административный правонарушитель, а значит отвечать перед законом согласно статьям КоАП РФ. Если при ДТП погиб хотя бы один человек, действия виновного лица уже будут рассматриваться как преступление, то есть квалифицироваться по нормам уголовного законодательства.

Основной критерий, который проходит как разделительная черта между преступлением и нарушением права – это тяжесть проступка вместе со степенью тяжести последствий от нарушения установленной нормы права, а вот уже эти два критерия выводятся из главного, первичного принципа всего правового регулирования – опасность для общества (окружающих людей).

После того как из совершённого человеком деяния, игнорирующего установленный законом запрет, выводится степень опасности для общества, происходит дальнейшее определение, конкретной нормы закона, которую он нарушил.

Это осуществляется путём установления дополнительных критериев, которыми обладает проступок гражданина: сфера права, область правоотношений, уровень его участия (прямое или посредственное), наличие умысла (совершено специально или случайно) и многое другое.

Общественная опасность, которая является основной точкой для определения, какое деяние совершил человек, законодателем была разделена на два уровня:

  • Высокая опасность – это преступления из уголовно-правовой области.
  • Низкая опасность – это нарушение законодательной нормы из административно-правового регулирования.

Уголовный кодекс России, в части 1 статьи 14 содержит исчерпывающий список действий и бездействий человека, которые относятся к области наказания этой сферы права. За их совершение грядёт ответственность, предусмотренная нормами этого же кодекса.

Существенные различия преступления от правонарушения

Люди, не вникающие в тонкости такой науки, как юриспруденция, могут не осознавать, что есть существенная разница между такими словами, как преступление и правонарушение. Однако разница есть, и она очень весомая. Так, чем отличается административная ответственность от уголовной?

Нарушение нормы административного права, подразумевает под собой определённый поступок, который имеет такие последствия, как беспокойство общественного порядка. Эта меньшая из проблем современного общества.

К таким неправомерным действиям обычно относят: нахождение в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, управление ТС (транспортным средством) без водительского удостоверения или страхового полиса, превышение скоростного режима на автомобильной дороге, управление транспортом без пристёгнутого ремня безопасности.

Если говорить об общих характеристиках, то они включают в себя:

  • пренебрежительное отношение к предписаниям или запретам государства;
  • причинение другим людям морального вреда или материального ущерба в незначительных или средних размерах;
  • игнорирование юридических запретов полностью или частично.

Законодателем разработана определённая нормативная база, которая относится к разделу административного права. Когда гражданин совершает поступок, который противоречит установленной норме, его действия, расцениваются как правонарушение.

Вред, который причиняется такими поступками, может быть направлен как на отдельных граждан, так и на все общество. При таких случаях, нарушитель представляет минимальную опасность для окружающих или общества.

Все проступки, действия и бездействия, которые относятся к такому виду нарушений, перечислены в Кодексе об Административной ответственности РФ. Здесь же закреплены меры воздействия, которые могут быть применены к виновному лицу.

Стоит заметить, что меры государственного наказания, указанные в этом кодексе сравнительно мягкие. Они включают:

  1. Денежные штрафы (материальное взыскание).
  2. Общественные работы.
  3. Административный арест на небольшой промежуток времени.

Особенное внимание, следует обратить на то, что административный арест не влечёт за собой последующее наличие судимости и погашается за сравнительно короткий срок. Тут, привлечение к ответственности допускается с того момента, как лицо достигло возраста 14 лет.

Сущность самого понятия преступления заключена в том, что человек, преступает норму закона.

Здесь, речь идёт конкретно об уголовном законе. Совсем не зря, на законодательном уровне, эти проступки выделены как отдельная сфера взаимоотношений общества и имеют очень серьёзное наказание, предлагаемое для применения.

Любое преступление, можно назвать тяжёлым нарушением, которое посягает на такие сферы жизни, как:

  1. Личные права и свободы человек.
  2. Собственность физического лица, организаций или государства.
  3. Конституционный строй страны.
  4. Сфера государственного управления.
  5. Установленные правоотношения в обществе.

Преступность имеет большое количество классификаций, по многим параметрам, основным из которых является степень общественной опасности.

К примеру, отчего в большей опасности находится общество: от того ли, что человек украл на рынке мешок картошки? Или всё-таки гражданин представляет большую опасность, если убил продавца магазина? Ответ однозначен.

Естественно, что в любой системе, любого государства нашего мира, за убийство, будет назначено более суровое наказание, чем за кражу. Опять же, даже воровство может происходить разными способами: тайное воровство – это кража, она менее опасна, так как распространяется только на материальный, а, возможно, моральный вред, без контакта с владельцем имущества.

Другое дело, когда совершено открытое хищение имущества. Это уже грабёж, который неразрывно связан с хищением имущества, а также угрозой причинения вреда здоровью и жизни человека. Даже при этой ситуации предлагаемые государством меры наказания будут разные, хотя квалификация у преступления одна – хищение, но разные способы исполнения, что приводит к разной степени опасности для общества.

Ещё один принципиальный критерий, который отличает уголовную отрасль – возраст, при достижении которого, лицо можно привлечь к ответственности за преступление. В уголовном праве, перед судом может предстать только тот человек, который достиг возраста 16 лет, но никак не раньше.

Следующий разделительный барьер между этими понятиями это: мотив и цель виновного лица. Возьмём наиболее яркий пример, из истории Российской юриспруденции – самогоноварение.

Если, к примеру, самогон изготавливался человеком с целью его последующего сбыта – такие действия квалифицировались, как преступление, потому что мотивом, побудившим нарушить закон, равно как целью самого поступка – было увеличение собственного капитала (попросту говоря – «нажива»).

Если лицо преступило норму закона исключительно для собственного употребления – это уже рассматривалось как административное правонарушение. Ведь здесь отсутствовала цель как таковая, а присутствовал только мотив.

На этом же примере хорошо просматривается ещё один принцип разделения – масштаб последствий: для сбыта – изготовление крупных объёмов запрещённой продукции, для собственных нужд – изготовление небольших объёмов.

В чём сходство между преступлением и правонарушением?

Помимо того, что между этими двумя понятиями есть различия, стоит назвать их общие черты:

  • Они подразумевают под собой нарушение норм, установленных государством.
  • За каждое такое действие предусмотрено наступление ответственности.
  • Каждое из игнорирований закона, необходимо зафиксировать, а также доказать.
  • Такие поступки влекут за собой опасные последствия либо для человека, либо для общества в целом.

Уголовная сфера, также наряду с целью наказать виновного, выполняет и охранительную функцию: лицо, совершившее преступление изолируется от общества. Таким образом, другие люди защищены от опасной личности и предотвращено дальнейшее совершение возможных наказуемых деяний.

Каждое из понятий таких нарушений, имеет под собой основополагающую функцию:

  • защитить общественный порядок внутри государства;
  • регулировать правовое взаимодействие между гражданами и государственными органами;
  • предотвратить противоправные действия в будущем.

Доказанность совершения такого проступка, уже достаточное основание для применения к лицу наказания предусмотренного нормами права.

Если говорить о функции охраны, то первым «постом» является именно Административный кодекс.

В силу того, что он содержит наказание только за мелкие нарушения, правоохранительные органы, используя его на практике, предотвращают возможное совершение более серьёзных преступлений неблагонадежными личностями общества: алкоголики, лица без определённого места жительства, нарушители ПДД, индивидуальные предприниматели и объекты среднего бизнеса.

Данный кодекс содержит описания для нарушений из очень разных сфер юриспруденции: гражданское, трудовое, налоговое, управление и регулирование органами ГИБДД, судебная система.

Любое из нарушений, которые чётко устанавливаются законом, является общественно опасным. Ведь если только представить, что каждый человек будет делать то, что ему хочется? Естественно, что начнётся хаос.

Такие виды ответственности, перед государством, преследуют цель устрашения, потому, что каждый человек знает – за нарушение правил поведения, прописанных в форме закона, установлено суровое наказание, избежать которое не удастся.

Ведь даже если посмотреть судебную практику, процент административных дел, когда правонарушитель оправдывается, очень мал, что уж говорить о преступлениях.

Исключение из общих положений

Сфера государственных наказаний предполагает равные условия и принципы для всех, но здесь есть несколько исключений из общих правил.

Первое исключение касается юридических лиц (организаций). При разной тяжести совершённого проступка, организация может быть привлечена как к административной, так и к уголовной ответственности.

Исключением здесь является тот факт, что первый вид наказания может быть наложен на саму организацию или её должностных лиц. Для уголовного права это правило не действует. К этому виду ответственности можно привлечь только должное лицо, а не саму фирму.

Однотипные нарушения с разным составом или, если говорить точнее, степенью тяжести. К таким видам проступков относят: хищение, хулиганство, дисциплинарный проступок.

В первых двух случаях играет роль масштаба совершённого деяния: мелкое хулиганство – административное наказание, а средних или крупных размеров – уголовное наказание; мелкое хищение даже не станет поводом для возбуждения дела, зато при  крупных размерах оно будет рассматриваться исходя из того, кем оно совершено, а особенно, каким способом.

Есть еще такое нарушение, как дисциплинарный проступок. Он относится к нормам трудового права, а значит, лицо будет нести наказание в соответствии с Трудовым Кодексом РФ. Опять же, если речь идёт о должностных лицах или серьёзных последствиях такого действия, он уже может рассматриваться, как административный состав.

На данный момент, между экспертами имеется спор – является ли повторное нарушение норм административной сферы основанием для его квалификации как преступление или же только частью характеристики личности виновника.

Законодатель занял позицию, что при такой ситуации, повторный поступок уже необходимо рассматривать как преступление и подвергать наказанию из области уголовного права.

Яркий пример: управление транспортным средством в нетрезвом состоянии.

Если изначально лицо только лишали права управления на несколько лет, то теперь уже предусматривается и другое наказание – лишение свободы. Хотя ранее, до внесения таких изменений, судебная практика знала абсурдные примеры, когда одно и то же лицо, при многократном наказании по данной статье в общей сложности имело срок на 8-10 лет без права управлять ТС.

Таким образом, можно сказать, что исключениями из стандартных положений являются:

  1. Юридические лица и совершённые ими нарушения (могут квалифицироваться разными областями права).
  2. Такие поступки, как хулиганство (зависят от тяжести последствий, будут рассматриваться той или иной областью права).
  3. Действия водителя, приведшие к ДТП (в зависимости от тяжести причинённого в итоге вреда здоровью, квалификация этого деяния также может рассматриваться по-разному).

При этом стоит помнить, что юриспруденция не проработана досконально. Постоянно какие-то акты дополняются, меняются или вовсе прекращают своё действие в связи с происходящими судебными прецедентами и практикой.

Для того чтобы разделить правонарушение и преступления, не нужно быть специалистом в юридической области, достаточно просто знать о существующей разнице и сознавать степень тяжести последствий. Ведь отличие административной ответственности от уголовной, заключено в суровости наказания, которое предусматривает государство, за те или иные нарушения установленных им норм поведения в обществе.

Источник: https://ugolovnoe.com/prestupleniya/administrativnoe-pravonarushenie

Чем отличается уголовное преступление от административного правонарушения

Имеет ли право обычный гражданин РФ своими силами предотвратить административное или уголовное преступление?

Люди без юридического образования и навыков работы с нормативно правовыми актами, могут в полной мере не осознавать, чем отличается уголовное преступление от административного правонарушения, хотя на самом деле различий огромное количество.

Существует даже весомая разница между преступлением и правонарушением, хотя некоторые, ошибочно воспринимают эти понятия за одно и то же.

Чтобы вникнуть в суть терминов и не путать их в дальнейшем, необходимо ознакомиться с первыми главами Уголовного и Административного Кодексов.

  • Законодательная база и перечень отличий
  • Исключения из правил

Законодательная база и перечень отличий

Первое, чем отличается административная ответственность от уголовной — это понятие самого противоправного деяния. В Уголовном Кодексе противоправное деяние называют преступлением, а в административном — правонарушением.

Отличие административного правонарушения от уголовного правонарушения в том, что первое являет собой мелкое деяние, последствия которого, не нанесли существенного вреда общественным отношениям.

Иногда эти мелкие деяния либо не влекут последствия, либо могли повлечь, но этого не случилось. Важно отметить, что такие деяния запрещены законом и описаны в Административном Кодексе. Ярким примером административного правонарушения, является дорожно-транспортное происшествие.

Если оно не повлекло серьезных последствий, то нарушителю грозит штраф, если же кто-то пострадал или умер, то это уже уголовное преступление.

Можно отметить, что главное отличие административной ответственности от уголовной это тяжесть самого деяния вместе со степенью тяжести последствий, а вот уже эти два критерия выводятся из основного принципа законодательного правового регулирования – опасности для общества.

После того, как человеком был совершен противозаконный поступок, сотрудниками правоохранительных органов определяется конкретная норма закона, которую субъект нарушил. Это осуществляется с помощью определения дополнительных критериев, таких как: сфера права, область правоотношений, уровень его участия, наличие умысла и многое другое.

В целом, опасность деяния разделяет на высокую степень и низкую, чего-то среднего не существует. Уголовный Кодекс в ч. 1 ст. 14 наводит исчерпывающий список деяний, которые законодательство воспринимает, как преступления. Административный Кодекс тоже имеет перечень действий человека, которые будут относиться к правонарушениям.

Как правило, проступки касаются пренебрежительного отношения к запретам государства, причинения другим субъектам правовых отношений морального вреда или материального ущерба в незначительных размерах.

Административная ответственность показана также за игнорирование юридических запретов, к примеру, употребление спиртных напитков за рулем.

Действие административного типа имеет последствие, вред от которого направлен, как на отдельного взятого человека, так и на общественные отношения в целом. При этом ущерб минимальный.

Отличия уголовной ответственности от административной, заключаются также в наказаниях за совершенное деяние. Наказание за административное правонарушение описано в Административном Кодексе и требуется отметить, что отличаться воспитательные меры будут своей мягкостью и краткосрочностью. За правонарушение, субъекту грозит:

  • материальное взыскание;
  • исправительные работы;
  • административный арест на незначительный срок.

Нарушение административного типа, даже если оно наказуемо арестом, не влечет за собой судимости.

Когда затрагивают криминальный мир, то каждый поступок влечет за собой преступление нормы закона, а не ее нарушение. Считаются тяжелыми преступлениями деяния, которые направлены на:

  • личные права и свободы людей;
  • собственность людей, организаций или государства в целом;
  • конституционный строй страны;
  • сферу государственного управления;
  • установленные правоотношения в обществе.

За все вышеперечисленные проступки будет возбуждено уголовное дело, и назначено суровое наказание. Конечно, существует большая разница между тем, что человек украл мешок картошки и убил продавца.

Разграничения между проступками по своей тяжести, четко писаны в Уголовном Кодексе.

Отличие также в том, что наказание за уголовное преступление отличается по мотивам и конечной цели преступника, ведь даже если убийство было совершено, но по неосторожности, его нельзя ставить в один ряд со спланированным холоднокровным расчленением.

Нередко мотив и цель служат некой чертой для разграничения административного и уголовного проступка.

К примеру, самогоноварение, что достаточно распространено в нашей стране, запрещено законом, но если человек варит его, исключительно для себя на праздники, чтобы сэкономить на покупке, то это административная статья. Если же этот самогон варился в крупных размерах и продавался, то это уже уголовное дело.

Казалось бы, похожие проступки имеют такие разные последствия для общественных отношений, и влекут за собой совершенно разные наказания. За уголовное преступление законодательство страны, предвидит такие типы наказания:

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности;
  • лишение воинского или почетного звания;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • ограничение по военной службе;
  • ограничение свободы;
  • принудительные работы;
  • арест;
  • содержание в дисциплинарной воинской части;
  • пожизненное лишение свободы;
  • смертная казнь.

Разница между наказаниями огромная, но уголовная сфера, помимо цели наказать преступника, выполняет и функцию охраны — человека совершившего преступление изолируют от общества, чтобы он не смог доставить другим людям вред. Таким образом, остальные граждане защищены от опасного субъекта, а государство предотвращает дальнейшее совершение возможных уголовно наказуемых деяний.

Отличительной чертой между уголовным и административным деянием, является также возраст. К уголовной ответственности не может привлекаться лицо, совершившее даже тяжелое преступление, если оно не достигло 16 летнего возраста.

Исключения из правил

Особенность современного законодательства в том, что даже при четко сформированной системе, все же есть ряд исключений, которые могут квалифицироваться, как по уголовной системе наказаний, так и по административной.

Первое исключение касается фирм или организаций. За финансовые махинации, к примеру, административный вид наказания может быть предъявлен самой фирме или ее руководству. Для уголовного права, этот принцип не действует, так как к уголовной ответственности может быть привлечено исключительно конкретное должностное лицо, чьи действия повлекли негативные последствия.

К исключениям принадлежат также однотипные нарушения с разным составом. Примерами будут хищение, хулиганство, дисциплинарный проступок.

В первых двух случаях во внимание принимается масштаб совершенного действия, ведь мелкое хулиганство – это административное наказание, а хулиганство средних или крупных размеров – уголовное наказание.

Мелкое хищение не будет служить поводом для возбуждения уголовного производства, зато хищение в крупных масштабах будет рассматриваться исходя из того, кем оно совершено, и каким способом.

Дисциплинарный проступок, должен, по сути, наказываться Трудовым Кодексом, но если этот проступок совершило должностное лицо, и это повлекло последствия, то речь идет уже об административном нарушении. Если же проступок повлек тяжелые увечья или смерть другого работника, то светит уголовное наказание.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что законодательство постоянно дополняется новыми нормами, и корректируется в связи с юридической практикой и происходящими судебными прецедентами.

Для того чтобы научиться правильно разделять правонарушение и преступления, не нужно быть квалифицированным специалистом, достаточно знать и понимать разницу между последствиями деяний. Чем больший вред для общества, тем суровей наказание.

Различие между проступками должен знать каждый взрослый человек, ведь только так, он сможет правильно планировать свои действия и обезопасить себя от ответственности, как уголовной, так и административной.

Источник: https://yurister.ru/ugolovno-protsessualnyy-kodeks/chem-otlichaetsya-ugolovnoe-prestuplenie-ot-administrativnogo-pravonarusheniya.html

О финансах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: