Постоянно волнуюсь в школе

Содержание
  1. Комплекс отличницы: как перестать переживать из-за несовершенства
  2. Что это такое?
  3. Почему это сложно?
  4. Что с этим делать?
  5. Как справиться со стрессом в школе
  6. Что такое стресс
  7. Как он проявляется
  8. Чем это плохо?
  9. Как помочь самому себе
  10. Как справиться со стрессом в моменте
  11. Как правильно дышать
  12. Что ещё можно сделать
  13. Как справиться с затянувшимся стрессом и отпустить ситуацию
  14. Что делать, если не будет получаться
  15. Как перестать нервничать из-за учёбы?
  16. У страха глаза велики, или почему мы нервничаем
  17. Вредно ли нервничать?
  18. Когда обычное беспокойство переходит в повышенную нервозность?
  19. Не создавай себе проблемы
  20. Настройся на позитив
  21. Что не убивает нас, то делает сильнее
  22. Не держи переживания в себе
  23. Учись правильно дышать
  24. Сконцентрируйся
  25. Как не переживать из-за учёбы?
  26. Не бойся ошибаться
  27. Не гонись за оценками
  28. Отбрось шаблоны
  29. Решай проблемы по мере их поступления
  30. Не забывай про отдых
  31. Что делать, если нервничаешь постоянно?
  32. Детский стресс первоклассника – как помочь малышу адаптироваться к школе?
  33. Три группы первоклассников
  34. Хроническая неуспеваемость
  35. Уход в себя
  36. Негативные выходки
  37. Вербализм
  38. Постоянные заболевания
  39. Лень
  40. Общие рекомендации
  41. Как помочь ребенку справиться с тревогой в школе
  42. Слушайте вашего ребенка
  43. Обсуждайте детали
  44. Ищите решения вместе
  45. Подумайте о хорошем
  46. Обсудите прошлые успехи
  47. Обратитесь за помощью к учителю
  48. Позвольте детям отдохнуть после уроков
  49. Тревога утихнет не сразу
  50. Когда нужна помощь психолога

Комплекс отличницы: как перестать переживать из-за несовершенства

Постоянно волнуюсь в школе

Устраняем синдром, мешающий наслаждаться жизнью

О комплексе отличника слышал даже тот, кто не имеет ни малейшего представления о психологии. Комплекс этот кажется чем-то несерьезным.

Ну как может испортить жизнь стремление к идеалу во всем и вся? И что плохого в желании быть лучше всех, ведь желание это ведет к самосовершенствованию и развитию? Увы, но это большое заблуждение.

Комплекс отличницы — одна из самых частых причин тяжелых депрессий, которые, конечно, не способствуют ни развитию, ни совершенствованию. InStyle разобрался, как попрощаться с навязчивым желанием всегда получать отлично.

Что это такое?

Рождается комплекс тогда, когда нашу деятельность начинают оценивать. Впрочем, уже по названию комплекса можно догадаться, что чаще всего он закладывается в нас в школьный период. Насаждают его родители или иные значимые взрослые, которые, в свою очередь, сами (скорее всего) страдают от этого синдрома. Итак, в чем его суть?

Изначально ребенок не придает значения оценкам, которые выставляют ему окружающие, ему важна лишь родительская реакция.

Родитель же, в порыве стать идеальным для своего идеального дитя, не может принять тот факт, что драгоценное чадо может получить двойку по чтению или тройку по математике.

Более того, даже такая хорошая отметка, как четверка, не устраивает взрослого (который, как мы понимаем, сам страдает от синдрома отличника).

Ребенок очень быстро считывает родительское разочарование, а иногда и негодование по поводу неотличных отметок. За такие «плохие» отметки его не похвалят (поскольку сами родители также не получали похвалы). А вот за пятерку ребенка ждут и проявление любви, и ласка, и внимание. Вот так просто дети «садятся» на похвалу, от которой потом будут зависеть многие годы, если не всю жизнь.

Почему это сложно?

Как гласит народная мудрость, нравиться всем и каждому может лишь червонец. Живые люди совершают ошибки, вызывают друг у друга различные чувства, и далеко не всегда эти чувства пронизаны приязнью и симпатией.

Это естественный ход жизни, который не вызывает особого возмущения у тех, кто не боится ошибаться и не очень зависит от похвалы.

Но человек с комплексом отличника просто не может принять, что кто-то будет недоволен результатом его деятельности, будь то диктант или контрольная работа в школьные годы, проект или презентация на работе.

Более того, комплекс распространяется на личную жизнь: страдающий им человек не может позволить себе быть несовершенным (читай — «живым») на кухне, в постели, на семейном ужине, на утреннике в детском саду. Свой навязчивый невроз делать все на пятерку он начинает навязывать своим детям, которые, как можно легко догадаться, через такое поведение заражаются этим вирусом.

Ошибка или промах, незавершенное дело или дело, сделанное неидеально, — источник страха для таких мистеров и мисс Совершенство.

И если поначалу на борьбу со страхом хватает сил и желания, то с течением времени люди, живущие с комплексом отличника, начинают избегать новых дел.

Они боятся не справиться, не суметь — и получить вместо долгожданной похвалы строгий взгляд начальника, мужа, партнера, друга.

«Отличники» никогда не станут независимыми предпринимателями, не решатся открыть свое дело, круто поменять жизнь. Каждое начинание сопряжено с решениями, но решения хорошо принимает тот, кому чужие оценки неважны или важны лишь по некоторым вопросам.

Так актер, незнакомый с синдромом отличника, огорчится, если его игру разгромит его любимый режиссер. Но тот же актер не примет критики о своей работе случайного прохожего. Человек-совершенство будет из кожи вон лезть, чтобы все и каждый были им довольны.

Что с этим делать?

Если положение дел самого отличника не напрягает — ничего. Если же человек начинает замечать эту свою особенность и тратить слишком много собственного ресурса на стремление к похвале, если невроз начинает брать верх над повседневной жизнью, есть смысл приступить к работе над собой. Спокойно, отличники! Здесь не будет оценок.

И это, кстати, очень важный момент. Безоценочность суждений — главное правило, занятия, не предполагающие — залог успеха. Увы, но даже медитативные занятия живописью или лепкой при большом желании можно превратить в гонку за похвалой. Потому важно выбрать для таких занятий специальные психотерапевтические группы, в которых у отличника не будет шанса «выпросить» похвалу.

Важно научиться принимать свои ошибки и перестать стыдить себя за то, что что-то не выходит. Более того, нужно постараться получать от своих промахов удовольствие, находить в них плюсы.

Если вы — отличник со стажем, который не допускает ошибок (и от этого у вас наверняка уже дергается глаз), совершите промах намеренно! Пускай это будет небольшой, непринципиальный, «нестрашный» промах — опечатка в презентации или совсем чуть-чуть пересоленный ужин.

Вы увидите, что те грозные судьи, от которых вы добиваетесь похвалы и чьего равнодушия, гнева вы боитесь, даже не заметят ваши ошибки.

А если заметят? Учитесь хвалить себя сами. В конце концов, «сам себя не похвалишь…» — и далее по тексту. Очередная народная мудрость, которая поможет преодолеть зависимость от чужого мнения.

Методично и скрупулезно, так, как умеет только истинный ответственный отличник, ежедневно записывайте два-три дела или черты характера, за которые вы можете себя похвалить. Это может быть любая мелочь, вплоть до того, как вы изящно поднялись с постели.

Старайтесь не использовать оценочных слов вроде «отлично», «молодец» или «хорошо». Пускай это будут слова вроде «поразительно», «грациозно», «с характером» и т. д. Почувствуйте разницу!

Чаще выдыхайте.

Буквально! Можно долго спорить о пользе йога-практик, но факт остается фактом: один долгий, медленный, осознанный выдох снимает напряжение и физически расслабляет зажатые от бесконечной гонки за пятерками мышцы.

Займитесь спортом (не ради достижений и похвалы тренера, ради удовольствия). Если бассейн, то не заплывы на время, а аквааэробика, если спортзал, то не беговая дорожка, а что-то групповое, без соревновательного элемента.

Наконец, присмотритесь к людям, которыми вы восхищаетесь. Это может быть кто угодно — родители, друзья, известные личности. Совершенны ли они? Совершают ли они ошибки? Бывали ли у них осечки и промахи? И главное — стали ли они от этого хуже, перестали ли вызывать восторги и любовь окружающих? Поверьте: живые и настоящие люди могут и должны ошибаться, чтобы не бояться идти вперед.

Источник: https://instyle.ru/lifestyle/psychology/kompleks-otlichnitsy-kak-perestat-perezhivat-iz-za-nesovershenstva/

Как справиться со стрессом в школе

Постоянно волнуюсь в школе

Скорее всего, однажды любой из вас говорил: «У меня ужасный стресс» или «Это такой стресс!» Дети, хотя не все взрослые готовы это признать, тоже подвержены стрессам, а школа часто становится его причиной. Наш блогер Галя Малых рассказывает, как помочь ребёнку здесь и сейчас — например, прямо в классе.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Что такое стресс

Стресс — это реакция нашего организма на негативные ситуации и настоящие или мнимые угрозы.

Исторически стресс — хороший. Его главная задача — правильно и быстро среагировать на опасность. В небольших количествах он нормален и даже полезен. Наше тело отвечает на опасность выбросом гормонов адреналина и кортизола. Мы переходим в режим «Бей или беги». Соплеменник поднял на тебя дубинку? Бей! Встретил медведя? Беги!

Адреналин и кортизол меняют многие процессы в организме. Это необходимо здесь и сейчас для выживания, но вредно для организма в долгосрочной перспективе.

Как он проявляется

Это может быть спазм в животе, зажатые кулаки, напряжённые плечи, туннельное зрение (мы буквально не видим ничего вокруг), изменённое дыхание (перестаём дышать или дышим часто). Кровь приливает к мышцам, лёгкие активно работают, сердце стучит.

Сейчас стресс часто возникает из-за мнимых угроз, когда на самом деле нам ничего не угрожает. Уроки, экзамены, отношения, недовольные родители и одноклассники — это то, что наш мозг может принимать за угрозу, постоянно выделяя эти гормоны.

Получается, мы длительное время чувствуем себя под угрозой — так появляется хронический стресс. Теперь мы волнуемся по любому поводу и всегда видим только плохой вариант развития событий. Это очень плохо.

Чем это плохо?

Доказано, что при постоянном стрессе у человека ухудшаются его интеллектуальные способности: снижается способность думать и рассуждать, хуже воспринимается новое, нарушается мышление и логика, становится невозможно сосредоточиться. Организм выживает, помните?

Алёна из Волгограда сильно переживала за результат ЕГЭ. Она доучивалась в 10-м классе, но ей уже было очень страшно.

Что её ждёт, если она не получит высокий балл? Что, если она не сможет никуда поступить? В день первого экзамена она так волновалась, что упала в обморок на пороге школы. Весь 11-й класс девочка провела в стрессе.

Переживания отняли у неё много физических и эмоциональных сил. Если бы она умела справляться со стрессом, она потратила бы эту энергию на дополнительные занятия и лучше подготовилась.

В стрессовом состоянии появляются беспокойство, навязчивые тревожные мысли, которые не имеют ничего общего с реальностью. Кажется, что всё всегда будет плохо. Вы находитесь на эмоциональных качелях. Вспыльчивость, усталость, придирчивость к близким и чувство одиночества. В таком состоянии сложно расслабиться, остановиться и подумать. В состоянии стресса мы не видим всей картины.

Как помочь самому себе

Со стрессом не надо бороться. Потому что в слове «бороться» есть конфликт, неприятие. Стресс — это реакция нашего организма на ситуацию, поэтому очень важно его принять и экологично прожить. Мы не можем свести к нулю это состояние, но можем уменьшить его на пару пунктов. Потом ещё на пару и так далее.

Как справиться со стрессом в моменте

Простой способ снятия стресса, которым мало кто пользуется, — наблюдение за своим дыханием. Это базовая медитация осознанности. Во время сложной ситуации человек забывает о том, как он дышит и что чувствует, он сосредотачивается только на своей раздражительности. Наблюдая за дыханием, мы переводим внимание с конфликта на осознавание дыхания.

Это помогает переключиться. Пока вы осознанно дышите, напряжение снижается. Это даст сигнал уму: ситуация не смертельная, и опасности для жизни нет. Новые гормоны стресса перестают выделяться. Дыхание меняет состояние тела на более расслабленное.

Как правильно дышать

Медленно вдыхаем и считаем про себя до пяти. Задерживаем дыхание также на пять счетов и, выдыхая, снова считаем до пяти, делаем минимум три раза. Ритмичное дыхание становится фокусом, на котором легко сосредоточиться и удерживать внимание.

Что ещё можно сделать

  1. Направить внимание в стопы, почувствовать давление на поверхность, свой вес, ощущение от обуви. Это вернёт ощущение устойчивости.
  2. Направить внимание в живот, кулаки, челюсть, плечи, расслабить их.

    Если не получается, сначала сжать сильнее, потом расслабить.

  3. Направить внимание на пространство вокруг: осматриваемся, как будто только что попали сюда. Находим новые детали. Это расширяет туннельное зрение.

Как справиться с затянувшимся стрессом и отпустить ситуацию

Снова практика дыхания. Заводим таймер на 10 минут и осознанно дышим. Сосредотачиваемся на том, как воздух входит в ноздри и как выходит. Не управляем дыханием, просто наблюдаем.

Если отвлекаемся на мысли, мягко возвращаем себя к наблюдению. Научно доказано, что медитация меняет физическую структуру мозга, так как увеличивает слои мозга, которые отвечают за внимание, управление эмоциями, эмпатию и осознанные выборы. Например, практики медитации официально используется в Google.

В 2007 году в одной из неблагополучных школ Сан-Франциско впервые было введено обучение медитации. На неё особо никто не рассчитывал, но она дала удивительные результаты: у детей повысилась успеваемость, посещаемость выросла до рекордных показателей, и многие выпускники школы чуть ли не впервые за её историю смогли поступить в высшие учебные заведения.

Что ещё можно сделать

  1. Искусство и хобби. То, что увлекает вас, поднимает настроение, отвлекает и погружает в расслабленное состояние потока. Это необходимо, чтобы пережить стресс и взглянуть на ситуацию по-новому.
  2. Любая физическая активность. Расслабляем мозг через тело. После спорта мы чувствуем подъём, плохие мысли куда-то пропали, осталась лёгкость и свобода. Если мы не проживём стресс, его гормоны останутся в теле зажимами и страхами.

Что делать, если не будет получаться

Пробовать. Наше дыхание — это то, что всегда с нами. Ежедневная медитация даёт возможность справляться с проявлениями стресса в моменте, то есть быстро и самостоятельно успокаиваться и возвращать себе способность думать.

Стресс — это нормально. Плохо, когда мы живём в этом состоянии постоянно и не умеем с ним справляться. Это отражается на наших умственных способностях и здоровье. У нас могут появиться хронические болезни, панические атаки и бессонница. Мы хуже учимся, запоминаем новое и теряем способность концентрироваться. Но с этим можно и нужно справляться. Попробуйте.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: https://mel.fm/blog/galya-malykh/16853-kak-spravitsya-so-stressom-v-shkole

Как перестать нервничать из-за учёбы?

Постоянно волнуюсь в школе

Школьная и студенческая жизнь полна беспокойств. Нужно хорошо ответить тему, написать контрольную работу, сдать экзамены, ЦТ и поступить. Или постараться не завалить зачётную и экзаменационную сессию, практику, курсовую работу и получить диплом.

Эти периоды все переносят по-разному, но так или иначе они связаны с волнением. Адукар подскажет, как перестать нервничать из-за учёбы или перед важным событием. А также объяснит, что делать, когда тревожность становится твоим постоянным признаком.

Различай спонтанное чувство беспокойства и повышенную нервозность. Первое проявляется разово и считается нормой. Но если обычное беспокойство перерастает в хроническую нервозность (по поводу и без), то это уже проблема

У страха глаза велики, или почему мы нервничаем

Запотели ладони, сердце часто забилось, стало жарко, сложно сконцентрироваться — твоё тело сигналит о проблеме. Дело может быть в физиологии — страхе за свою жизнь. Чаще причиной волнения становится психология — страх неудачи или нежелание выглядеть глупыми в глазах людей. В этот момент происходит выброс адреналина, который заставляет действовать или тормозить.

Беспокойство часто придаёт маленьким вещам большую тень (шведская поговорка)

Вредно ли нервничать?

В стрессовых ситуациях сосредоточиться и спокойно мыслить труднее, особенно, когда нужно работать головой. Например, сложно вспомнить нужный билет на экзамене или ответить тему во время выступления у доски. Если волноваться по мелочам и накручивать себя, можно стать пессимистом. Некоторых нервозность толкает ко вредным привычкам, что нехорошо для здоровья.

Не всё так страшно. Психологи доказали, что нервозность не всегда нам мешает. Иногда она становится толчком к развитию. Пережитый страх может мотивировать работать над собой.

Ученик, которого раскритиковали, либо запустит учёбу, либо начнёт делать успехи. Люди искусства, испытывая муки творчества, создают шедевры. Наконец, перенесённые стрессовые ситуации добавляют жизненного опыта.

Если обстоятельства повторяются, человек знает, как с ними справиться. Словом, что не убивает нас, то делает нас сильнее.

С помощью стресса можно развивать память

Когда обычное беспокойство переходит в повышенную нервозность?

Этот переход может определить только врач. Однако есть признаки, которые помогут понять, нужно ли бежать к специалисту. Депрессивное состояние, снижение активности, постоянное беспокойство — это тревожные звоночки.

Люди с повышенной нервозностью страдают бессонницей, головными и сердечными болями. В такой ситуации главное вовремя заметить неладное и обратиться за помощью.

Ведь в некоторых случаях чрезмерное волнение может быть симптомом многих заболеваний.

Не создавай себе проблемы

Волнения не избежать, когда на экзамен идёшь неподготовленным. Поэтому лучше заранее планировать дела и правильно рассчитывать время, чтобы выучить предмет как следует. Так ты сохранишь значительную часть нервных клеток.

Настройся на позитив

Настраивай себя на позитивную волну. Например: «Экзамен — это важно. Оценка повлияет на мой аттестат, поступление (стипендию). Но я справлюсь, ведь я учил все билеты.

Тысячи школьников (студентов) сдавали до меня этот экзамен, и я смогу». Воспринимай важное событие как одно из маленьких испытаний на жизненном пути, где ты должен проявить себя с лучшей стороны.

Впереди их будет ещё больше, поэтому береги свою нервную систему.

Если хочешь научиться контролировать свои эмоции, сделай своими настольными книгами произведения Роберта Лихи «Лекарство от нервов», Сьюзан Дэвид «Эмоциональная гибкость» или Маркса Мэнсона «Тонкое искусство пофигизма»

Что не убивает нас, то делает сильнее

Чтобы жизнь изменилось к лучшему, поменяй своё отношение к ситуации. Продумывай возможные варианты развития событий и не исключай вероятности неудач.

Например, можно мыслить так: «Если не сдам экзамен на 9, не наберу нужный балл аттестата, придётся подавать документы на платное или в другой вуз, где проходной балл ниже» или «Пойду на пересдачу — постараюсь всё выучить, а в следующем семестре обязательно получу стипендию». Решай проблемы, а не страдай из-за них.

Не держи переживания в себе

Легче взять себя в руки, когда делишься эмоциями с другими. У двери перед экзаменом можно обсудить билеты, поддержать друг друга, пожелать удачи. Отвлекись на повторение материала и почитай самые сложные темы. Так ты сможешь позабыть на некоторое время о нервной дрожи.

Учись правильно дышать

Если событие вот-вот начнётся, а нервы на пределе, воспользуйся хитрым трюком. Есть эффективное дыхательное упражнение, которое помогает успокоиться. На четыре счёта нужно вдохнуть воздух и задержать его на две секунды. Затем за четыре секунды выдохнуть и снова не дышать две секунды. Если объём лёгких позволяет, интервалы можно увеличить (шесть к трём или восемь к четырём).

Во время расслабляющих упражнений важно дышать не грудью, а животом. Это поможет быстрее успокоить физиологические признаки нервозности

Сконцентрируйся

Чтобы перестать нервничать, иногда достаточно собраться с мыслями и сосредоточиться на важном событии. Проверь, всё ли ты взял с собой, проверни в голове спланированный сценарий.

Если это экзамен, не паникуй, а вдумчиво прочти вопросы и постарайся вспомнить материал.

Постепенно записывая факты, ты сможешь запустить механическую и зрительную память и вспомнить гораздо больше теории, чем тебе казалось вначале.

Как не переживать из-за учёбы?

Одна из важных частей жизни (минимум 11 лет) приходится на учёбу. Больше всего стрессов приключается со школьниками и студентами из-за неё. Переживания из-за экзаменов и поступления, взаимоотношений с учителем и классом — лишь верхушка айсберга.

Не бойся ошибаться

В школу и в университет мы приходим, чтобы получать знания. На этом этапе делать ошибки нормально. Не стесняйся выступать перед классом или группой. Это всего лишь подготовка к будущей жизни и проработка твоих умений справляться со стрессом. Тебе обязательно пригодится этот навык на работе.

Не гонись за оценками

Для многих школьников учёба — гонка за хорошими отметками. Но порой средний по успеваемости ученик достигает больших высот, чем зубрилка-отличник, так как сконцентрировался на знаниях. Конечно, такой аргумент не совсем правдив для выпускных классов, когда каждый балл на счету. Заботься о качестве знаний. Именно они помогут тебе поступить в хороший колледж или вуз.

Отбрось шаблоны

Классический шаблон — ученик приходит в 1 класс, прилежно учится 11 лет и выпускается из школы с хорошим аттестатом прямо в вуз. Это не значит, что у тебя должно быть точно так же.

Можно пойти учиться после 9 класса, а позднее поступить в вуз и построить карьеру. Как вариант, после вуза получить ещё несколько высших образований и работать не по диплому. Или вообще со школьным образованием после курсов работать в IT-компании.

Отбрось стереотипы и ищи собственные пути саморазвития.

Решай проблемы по мере их поступления

Научись планировать свой день, чтобы распределять время на подготовку к экзаменам, ЦТ или написание курсовой (дипломной). Так ты сможешь быть уверенным, что успеешь всё сделать. И не нужно будет в последний момент в панике хвататься за учебники и кусать себе локти.

Не забывай про отдых

Обязательно отводи время на отдых. Порой, чтобы успокоить нервы, нужно развеяться. Заслуженным отдыхом может стать любимое хобби, встреча с друзьями, просмотр любимых фильмов и просто хороший сон. После перезагрузки ты оценишь всё свежим взглядом и продуктивнее подготовишься к учёбе.

Что делать, если нервничаешь постоянно?

Найди причину нервозности. Если со здоровьем всё в порядке и организму хватает полезных веществ, причина кроется в другом. Часто нервы шалят из-за переутомления или личных и бытовых вопросов.

Верный способ справиться с проблемами — переключиться на другое занятие. Хорошим антистрессом будет поход на культурные мероприятия, шоппинг, готовка или встреча с друзьями и т. д.

Когда нервозность появилась из-за усталости, лучше оставить все дела на потом и выспаться, принять ванну либо сходить на массаж.

Питайся правильно. Твоя нервная система будет тебе благодарна, если ты будешь есть продукты с витаминами В (В1, В6, В9, В12), А, Е, Д

Не ограничивайся разовым отдыхом. Как говорится в пословице, в здоровом теле — здоровый дух. Поэтому регулярный сон, занятия спортом, прогулки на свежем воздухе и правильное питание решат проблему со стрессом.

Трудно сразу преодолеть нервозность. Придётся долго работать над собой. Надеемся, что наши советы станут хорошим стартом и помогут тебе справляться с волнением в любой жизненной ситуации.

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Telegram, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

Источник: https://adukar.by/news/kak-perestat-nervnichat-iz-za-uchyoby

Детский стресс первоклассника – как помочь малышу адаптироваться к школе?

Постоянно волнуюсь в школе

Поступление ребёнка в первый класс – неизбежный для каждой семьи и достаточно критический момент, который нарушает привычный ход вещей и заставляет всю семью приспосабливаться к новым условиям, утверждают психологи.

Для разных семей он проходит по-разному, но это всегда непросто. Большинство первоклассников поступают в школу из детского сада, где был очень спокойный режим – с ними играли в игры, водили на прогулки, они спали днём.

А в школе маленькие дети резко оказываются в совершенно другой обстановке, где будут вынуждены работать в напряжённом режиме нескольких уроков в день с совсем небольшими перерывами, и к ним начнёт применяться новая система требований, к которой они не привыкли.

Кроме этого, маленький первоклассник попадает в совершенно новый коллектив детей и взрослых, в котором ему нужно установить контакты и найти своё место.

Опыт родителей, практических психологов и школьных учителей показывает, что не все дети готовы к этому. Для многих первоклассников, и особенно шестилеток, социальная адаптация оказывается очень трудна, в основном из-за того, что личность ребёнка, способная слышать, понимать и подчиняться школьному режиму, нормам поведения и обязанностям, ещё не сформировалась.

Именно поэтому многие первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, плохо воспринимают школьный материал и с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.

И, конечно же, начинают часто болеть. В первые недели и месяцы школьного обучения особенно часты жалобы детей на усталость, головную боль, они становятся раздражительными, капризными, плаксивыми, истеричными.

Снижается аппетит, дети теряют в весе, плохо спят.

У многих детей в это время формируется устойчивое чувство страха перед посещением школы (вплоть до повышения температуры каждое утро), нежелание ходить в школу, отрицательное отношение к одноклассникам и учителям, негатив и страхи, связанные с недостаточными способностями.

Все эти симптомы носят названия “адаптационная болезнь”, “школьный шок” и “школьный стресс”.

Три группы первоклассников

Период адаптации ребёнка обычно длится от 3 недель до полугода и дольше.

Это зависит от множества факторов: характера ребёнка, уровня сложности школьной программы, степени подготовленности ребёнка к школе.

Чтобы приспособиться к новым условиям, понадобятся силы время и, конечно, большое внимание и любовь со стороны близких. По степени адаптированности детей условно принято разделять на три группы.

Первая группа – это дети, которые адаптируются в первые недели обучения. Они быстро вливаются в коллектив, принимают новые правила и с лёгкостью заводят друзей. При этом они спокойные, дружелюбные и послушные. И уже ко второму месяцу обучения в школе эти дети полностью адаптированы к своей новой роли, новым требованиям и новому режиму.

Вторая группа – это дети с более длительным периодом адаптации.

Они не могут принять новую ситуацию обучения и общения с учителем, часто не слушаются, играют на уроках, выясняют отношения с товарищами во время занятий, не слышат, что им говорят, не реагируют на замечания учителей или уходят в слезы и обиды. Реакции таких детей становятся адекватными примерно через полгода обучения.

И третью группу составляют “трудные” дети.

Они дольше всех не могут примириться с происходящим в школе, резко негативно ведут себя, открыто проявляют отрицательные эмоции или, напротив, положительные, такие как громкий смех во время урока, специально провоцируют учителя, почти не усваивают или усваивают с огромным трудом учебную программу. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, и если дети из первых двух групп адаптируются со временем самостоятельно, то детям из третьей группы требуется внимание и помощь взрослых и детского психолога.

Хроническая неуспеваемость

Часты случаи, когда неуспеваемость ребёнка по основным предметам в школе связана с отношением родителей. Например, ожидание и даже требование от ребёнка только хороших оценок и демонстративное недовольство тем, что он с чем-то не справляется.

Ребёнок становится “хорошим”, когда у него получается, и “плохим”, когда приносит плохие отметки.

Многие родители при этом уверены, что это правильное воспитание и таким образом они стимулируют ребёнка лучше учиться, но на самом деле под влиянием такого оценочного поведения у первоклассника снижается уверенность в себе и повышается тревожность, возникает дополнительный страх вызвать недовольство домашних.

Это приводит к волнению, ухудшению его концентрации и дезорганизует его при выполнении домашних заданий, что приводит к неудаче в школе. Каждая новая неудача вызывает осуждение дома, тревожность нарастает, и получается замкнутый круг, в котором ребёнок может начать бояться проявлять себя и привыкает к роли неудачника. У таких детей неуспеваемость становится хронической.

Как правильно поступать: не реагируйте слишком эмоционально на плохие и хорошие отметки своего ребёнка. Ругать его за неудачи и хвалить за успехи – не та практика, которая поможет ему сейчас. Ему нужна ваша добрая поддержка во всем, чтобы он смог нормально адаптироваться и войти в ритм обучения, на который он действительно способен.

Уход в себя

Это ситуация, когда ребёнок формально присутствует на уроке, но в то же самое время будто бы отсутствует. Он не воспринимает материал, не слышит и не выполняет задания учителя.

При этом это не связано с тем, что его внимание занято посторонними занятиями и предметами, скорее, это уход в себя и в свой внутренний мир, в воображение и фантазии.

Такое часто бывает с детьми, которые не получают достаточного внимания и любви дома, и, не находя поддержки во внешнем мире, они склонны уходить в лучший, вымышленный.

Что нужно делать: чаще всего в такой ситуации родителям необходимо пересмотреть в целом свои отношения с ребёнком, постараться уделять ему больше внимания, интересоваться его играми, играть вместе с ним, разговаривать с ним, стараться не оставлять его надолго одного.

Негативные выходки

Демонстративно негативное поведение, специально для того, чтобы позлить взрослых, получение удовольствия от совершения чего-то запретного, нарушения общего порядка, вызывание на себя гнева со стороны учителей, срывание уроков.

На таких детей часто жалуются не из-за неуспеваемости, а за плохое поведение и нарушения дисциплины. При этом взрослые наказывают его, но парадоксальным образом для такого ребёнка это действует как поощрение и стимулирует его продолжать вести себя именно так.

Такое поведение характерно для детей с повышенной потребностью во внимании. Позитивным образом привлечь повышенное внимание взрослых проблематично, поэтому они привлекают негативным и испытывают удовлетворение, когда это у них получается.

На самом деле истинное наказание для таких детей – лишение внимания. Имеет смысл при реакции на выходки такого ребёнка это учитывать.

Как правильно поступать: как и в предыдущем случае, лучшим вариантом для родителей здесь будет пересмотреть свои отношения с ребёнком, понять, где они потеряли с ним связь и не уделяли ему достаточного внимания дома. И, конечно, лучший рецепт – ласка, любовь, понимание и приятие.

Вербализм

Высокая степень развития речи при задержке мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и чаще всего связан с прикладыванием родителями больших усилий к тому, чтобы ребёнок быстрее научился хорошо говорить – читать книжки, стихи, сказки, выступать с этим перед взрослыми и так далее. При этом развитие образного и логического мышления отстаёт.

Бойкая речь и чёткие ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые постоянно поощряют за это ребёнка, и у него формируется высокая самооценка при достаточно средних способностях к решению более глубоких логических или образных задач. Естественно, в школе это вызывает трудности.

Не понимая, в чем причина, родители склонны винить ребёнка за неуспешность – “ты же умный, почему ты не понимаешь?” – и заставлять ребёнка больше заниматься, вызывая у него неуверенность и тревожность.

А это, как уже было описано выше, приводит к хронической неуспеваемости и страху перед школой.

Как правильно поступать: необходимо уделять больше времени развитию мышления ребёнка. Заниматься с ним музыкой, рисованием, конструированием, лепкой. Основная тактика здесь: сдерживать речевой поток и стимулировать продуктивные виды деятельности.

Постоянные заболевания

Одно ОРВИ сменяет другое, у него или неё болит то голова, то живот, странные дерматиты и высыпания, ребёнок становится капризным, плаксивым, плохо спит.

При выполнении домашних заданий он хочет есть, спать или у него что-то болит, при этом в период выходных или каникул, когда он играет в компьютер или с друзьями, никаких недомоганий не проявляется.

Причина здесь одна – ребёнок не хочет ходить в школу. И его организм с ним полностью согласен.

Что нужно делать: постоянно оставлять ребёнка дома и лечить одно его психосоматическое заболевание за другим – плохая тактика. Этим можно очень серьёзно подорвать детское здоровье.

Придётся выяснить – что именно вызывает нежелание вашего ребёнка идти в школу? Это не сложившиеся отношения с одноклассниками или неуверенность в себе, страх перед получением негативных оценок или предпочтение своего внутреннего мира и привычного домашнего одиночества шумному внешнему миру школы, в который он никак не может вписаться – докопаться до истины имеет смысл. Не бойтесь в таком случае обратиться к школьному или независимому детскому психологу.

Лень

Обычно под тем, что учителя и родители называют ленью ребёнка, скрывается сразу несколько совершенно разных процессов.

Неуверенность в себе – “я не буду делать, потому что у меня все равно не получится”, но так как делать заставляют – “я буду оттягивать всё настолько, насколько смогу”. Этот процесс легко распознаётся, если в ситуациях, не связанных с обучением, ваш ребёнок обычно шустрый и не медлительный.

Фото с сайта malinalife.ru

Как правильно поступать: прекратить обвинять его за неудачи и, возможно, пересмотреть своё отношение к этому, потому что, если вы умолчите искусственно, ребёнок все равно считает ваше осуждение по невербальному каналу.

Особенности темперамента – возможно, ваш ребёнок трудится добросовестно, просто он делает это по-своему и несколько медленно, а родителям кажется, что ему лень шевелиться, они начинают его подгонять, раздражаются и проявляют недовольство. Ребёнок при этом чувствует, что он не нужен, что он “не такой”.

Как правильно поступать: если ваш ребёнок медлителен в целом, вы не поможете ему ничем, подгоняя его. Это может измениться со временем, а пока примите его темперамент и, если нужно, останавливайте учителей, которые пытаются слишком подгонять его.

“Я не знаю, как делать” – и высокая тревога, связанная с этим чувством, иногда расценивается родителями как лень. Например, ребёнок никак не напишет фразу, потому что он глобально не уверен, как и что надо писать. Почему он боится уточнить – это следующий вопрос. Но из-за того, что он всё время не уверен, он увиливает от любого ответственного действия или бесконечно оттягивает его.

Как правильно поступать: выяснить, чего он так боится. Сделать неправильно или задать вопрос? Почему он этого боится? Не требуете ли вы от него слишком много? Не осуждаете ли вы его?

Избалованность – ребёнок ленится, потому что не приучен к дисциплине и привык делать только то, что ему нравится.

Как правильно поступать: только в этом случае метод заставления действительно работает.

Общие рекомендации

В первые дни и недели первоклассника в школе самое лучшее, что вы можете сделать – помочь ребёнку поверить в себя и в свои силы. Проявите интерес к нему, к его школе, к его классу, спрашивайте его о том, как прошёл его день, что ему понравилось, а что нет. Очень полезно ребёнка просто послушать.

Не критикуйте ребёнка, когда он плохо пишет, читает, считает, когда он неаккуратен. Вы сможете это делать позже, но сейчас критика, и особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.

Учитывайте темперамент вашего ребёнка. Медлительные дети испытывают трудности с требованием быстро выполнять школьные задания, активным детям трудно долго сидеть на одном месте. Дайте ему пространство и место для восстановления.

Активным детям после школы, возможно, нужно поорать и побегать на улице, медлительным – просто посидеть в своей комнате и поиграть во что-то привычное.

Не усаживайте активных детей за уроки сразу после школы и не торопите к выполнению домашних заданий медлительных.

Хвалите ребёнка не только за хорошие оценки. Плохие воспринимайте философски и передавайте такое отношение и ребёнку.

Не сравнивайте своего ребёнка с другими – любая форма сравнения не приведёт ни к чему хорошему. Сравнивать можно только прежние его успехи с нынешними.

Уделите особое внимание диете ребёнка в период школьного стресса. Рацион должен быть максимально разнообразным и содержать много витаминов и полезных веществ. Давайте ему больше свежих овощей, фруктов и соков.

Независимо от того, насколько далеко находится школа от дома, даже если на соседней улице, а вы крайне заняты, по отношению к ребёнку будет несправедливым и неправильным заставить его с первых дней ходить в школу самостоятельно.

Отводите его в школу и встречайте его.

Во-первых, такому маленькому ребёнку требуется время, чтобы запомнить маршрут, а во-вторых, на фоне других детей, которых приводят и уводят из школы родители, он будет чувствовать себя также защищенно и уверенно.

Надеемся, что эти небольшие советы смогут облегчить вам жизнь. Удачного вам первого учебного года!

Источник: https://informburo.kz/stati/detskiy-stress-pervoklassnika-kak-pomoch-malyshu-adaptirovatsya-k-shkole.html

Как помочь ребенку справиться с тревогой в школе

Постоянно волнуюсь в школе

Начало учебного года нелегко дается некоторым детям. Не всем удается сразу же адаптироваться к школьной рутине и порядку после каникул, наполненных свободой и весельем. Поэтому дети плачут, волнуются из-за возможных неудач, плохо спят. “Правмир” публикует перевод статьи NPR о том, как помочь ребенку, который переживает тревогу в первые недели занятий.

— Возвращение в школу — это стресс для всех, — говорит Линн Буфка, практикующий психолог из Американской психологической ассоциации. — Даже для тех, кто уже ходил на уроки раньше. 

Для школьника нормально испытывать тревогу в первые учебные недели. Но это все равно вызывает беспокойство родителей.

— Если вы видите, что дети встревожены, не паникуйте, — говорит Джон Келли, школьный психолог из Лонг-Айленда, штат Нью-Йорк. — Для большинства детей нормален некоторый уровень тревоги. Вспомните, как вы чувствовали себя в первые учебные дни. Вероятно, что вы переживали тоже самое, что и ваш ребенок.

Мы поговорили с экспертами о том, что могут сделать родители, чтобы облегчить первые недели в школе и на что в поведении ребенка следует обратить внимание, чтобы уберечь его от более серьезных проблем.

Слушайте вашего ребенка

Будь открытыми, говорит Буфка. Если у детей возникают вопросы о школе или же в первые учебные дни происходит что-то, что они хотят обсудить, родителям стоит найти время, чтобы выслушать. Когда вы разделите с ребенком его переживания, то ему станет легче.

— Родители помогают детям распознавать свои эмоции и говорить о них. Доверительное общение в этом поможет, — говорит Буфка.

Обсуждайте детали

Когда слушаете ребенка, задавайте уточняющие вопросы. 

— Для родителей важно выяснить в беседе с детьми, почему те испытывают беспокойство, — говорит Буфка.

Если мать или отец знают, что именно заставляет школьника нервничать — друзья, учеба, новый учитель — они могут помочь ему решить ту или иную проблему.

Ищите решения вместе

Элеонора Макки, психолог из Детской национальной системы здравоохранения в Вашингтоне, округ Колумбия, предлагает спросить детей, что поможет им чувствовать себя лучше.

— Пусть они сами предложат, как решить ту или иную проблему, — говорит она. — Спросите их, что помогает им справиться с беспокойством во время учебы.

Вы можете помочь ребенку в поиске идей. И устроить ролевую игру, в которой сын или ночь опробует стратегии борьбы с волнением, которые вы уже определили. 

Подумайте о хорошем

Сформируйте у ребенка позитивные ожидания. Поговорите с ним о том, какие приятные события с ним произойдут в школе, вспомните о прошлом опыте, который его порадовал. Встреча с друзьями или увлекательная экскурсия — отличный пример. 

Обсудите прошлые успехи

Многие дети и раньше переживали из-за учебы. Но при этом достигали высоких результатов. Если напомнить ребенку о прежних победах, это поможет ему обрести уверенность в себе.

По словам Буфки, это покажет ребенку, что он в силах преодолеть свою тревогу, и это придаст ему сил.

Макки предлагает родителям шаблон:

— Я понимаю, что ты волнуешься, и это нормально. Но знаю, что ты можешь справиться с этим. Вспомни прошлый год, когда ты также нервничал, но… нашел нового друга, научился говорить по-английски, первым решил задачу и так далее.

Обратитесь за помощью к учителю

— Я удивлена, как неохотно родители разговаривают с учителями, — говорит Макки. — Они не хотят их лишний раз беспокоить, и не готовы признаваться, что у ребенка есть какие-то проблемы.

Но по ее словам, учителя не раз говорили, что им нравится, когда семьи обращаются к ним за советом. 

Педагоги тратят много времени, пытаясь узнать получше каждого из учеников. Если вы расскажете им, что ваш ребенок волнуется из-за учебы, вы сэкономите им время. В конце концов, родители лучше всех знают своих детей.

Возможно, ваш ребенок стесняется отвечать у доски или боится совершить ошибку — сообщите об этом учителю. Он может использовать эту информацию, чтобы поддержать своего ученика. Также вы можете предупредить детей, что встретились с их педагогом, чтобы они меньше беспокоились и знали, что взрослые на их стороне.

Позвольте детям отдохнуть после уроков

Дайте детям расслабиться после школы, говорит Макки. Им не нужно много времени, 5—10 минут будет достаточно. Детям, объясняет она, требуется передышка после насыщенного дня, когда их мозг перегружен.

Попробуйте провести это время вместе. Несколько минут приятного общения могут быть полезны для всей семьи — это еще одна возможность стать ближе.

Тревога утихнет не сразу

Не каждый ребенок сможет справиться с волнением в первые учебные дни. Наберитесь терпения. Каждый новый день может принести новые проблемы. Это особенно актуально для среднего звена, где у детей появляются новые учителя и предметы.

Вполне нормально испытывать трудности в школе в первые две недели учебного года. С 1 сентября каждый раз начинается новая жизнь. К ней нужно привыкнуть, и это займет некоторое время.

Когда нужна помощь психолога

В некоторых ситуациях вашему ребенку может понадобиться дополнительная помощь. Келли отмечает несколько признаков того, что без психолога не обойтись: если вы видите, что ребенок сильно переживает, ему трудно ходить в школу или он не может уснуть по ночам из-за того, что встревожен.

— Если ребенок отказывается делать то, что он обычно делал, или то, что прежде не вызывало трудностей, — говорит Линн Буфка, — то что-то идет не так.

Возможно, ребенок столкнулся с буллингом, или он перегружен учебой и нуждается в дополнительной работе с психологом.

Буфка говорит, что в некоторых случаях волнение из-за учебы может перерасти в отказ от занятий, когда дети не хотят посещать уроки. Поэтому лучше вовремя обратиться к профессионалу.

Источник:  NPR 

Источник: https://www.pravmir.ru/kak-pomoch-rebenku-spravitsya-s-trevogoj-iz-za-ucheby/

О финансах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: