Сколько часов на индивидуальное обучение

Содержание
  1. Домашнее обучение: отвечаем на основные вопросы
  2. Кто может перейти на домашнее обучение
  3. Что нужно сделать, чтобы учиться дома
  4. Как организовать процесс
  5. Может ли домашнее обучение быть качественным
  6. Что с социализацией
  7. К каким трудностям готовиться
  8. Кто может перейти на индивидуальное обучение в школе
  9. Особенности индивидуального обучения в России
  10. Цели и задачи направления
  11. Виды индивидуального обучения
  12. Влияние научно-технического прогресса на способ получения образования
  13. Законодательные нормативы
  14. Специфика учебного процесса
  15. На кого рассчитано обучение по индивидуальной схеме?
  16. Проблемы с успеваемостью и/или дисциплиной
  17. Талантливые дети
  18. Юные спортсмены
  19. Дети с ограниченными возможностями
  20. Как перевести ребенка на индивидуальное обучение?
  21. Что делать при получении отказа?
  22. Обращение в образовательный центр
  23. Преимущества индивидуального обучения
  24. Недостатки индивидуального обучения
  25. Что такое индивидуальный учебный план в школе и как его составить, обучение по индивидуальной программе
  26. Индивидуальный учебный план (ИУП) — это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Статья 2 закона «Об образовании в Российской Федерации»                                     
  27. Особенности плана индивидуального обучения
  28. Кто может обучаться по индивидуальному плану в школе
  29. Как составить индивидуальный учебный план
  30. Кто составляет индивидуальный учебный план
  31. Как оформить переход на индивидуальное обучение
  32. В образовательной организации (очное, очно-заочное и заочное обучение):
  33. Вне образовательной организации (семейное образование, самообразование):
  34. Сколько платят учителям за домашнее обучение
  35. Порядок расчета по закону
  36. Что на самом деле
  37. Индивидуальное и домашнее обучение
  38. Любой ребенок в России имеет право на образование
  39. Семейное образование
  40. Возможны два варианта развития событий
  41. Заявление от родителей
  42. Домашнее обучение
  43. Индивидуальное обучение
  44. Дистанционное обучение больных детей

Домашнее обучение: отвечаем на основные вопросы

Сколько часов на индивидуальное обучение

Домашнее обучение (homeschooling, home education) – это обучение детей вне обычной школы, государственной или частной. За этим понятием стоят очень неоднородные явления.

В широком смысле так принято называть все способы получения образования, кроме стандартного посещения школы: и заочное, и дистанционное (в онлайн-школе), и собственно домашнее.

В этом материале мы ответим на самые общие вопросы о хоумскулинге, которые встают перед родителями. 

Кто может перейти на домашнее обучение

Несколько слов о терминах. Понятия «домашнее обучение» в российских законах нет. В них упоминаются такие формы обучения: в организации, ведущей образовательную деятельность; вне ее (семейное или самообразование); надомное обучение.

Последний случай мы рассматривать не будем: надомное обучение подразумевает, что ребенок не может посещать школу по состоянию здоровья. Перечень диагнозов, дающих право на надомное обучение, утвержден Минздравом (Приказ № 436н от 20 июня 2016 года). Но образованием такого ребенка по-прежнему занимается школа: учителя приходят на дом или общаются с учеником дистанционно. 

Вернемся к первым двум вариантам. Обучение в образовательной организации не обязательно означает обычное сидение на уроках с понедельника по пятницу (или с понедельника по субботу, как повезет). В школе можно учиться как в вузе: очно, очно-заочно и заочно. Все формы, кроме первой, обычно тоже относят к домашнему обучению.  

При этом обучение в школе и вне ее можно сочетать, то есть перейти на домашнее обучение не по всем предметам, а по одному или нескольким. Такую систему обычно выбирают в двух случаях. Во-первых, из-за конфликта с учителем. Во-вторых, если ребенок сильно отстает по этому предмету от одноклассников или, напротив, опережает программу. 

А теперь самое главное: учиться дома может любой ребенок. Об этом говорит статья 17 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Выбирают форму обучения родители или другие законные представители, если ребенок несовершеннолетний. Мнение ученика требуется учитывать (правда, как это должно выглядеть с формальной точки зрения, непонятно).

Школа никакого отношения к этому выбору не имеет. 

Что нужно сделать, чтобы учиться дома

Если решение принято, необходимо уведомить органы местного самоуправления. Сама процедура в разных регионах может отличаться. Например, в Москве уведомление о выборе семейной формы обучения следует направлять в адрес управы района. Его можно принести лично или отправить «Почтой России». 

Затем нужно прикрепиться к школе для прохождения аттестации. По закону для детей на домашнем обучении обязательна только итоговая аттестация. Промежуточная, с первого по восьмой классы, обязательной не является, и некоторые родители решаются отказаться от нее совсем. Но таких немного: большинство предпочитает писать контрольные ежегодно, начиная с первого класса или немного позднее.

ОГЭ дети на домашнем обучении сдают так же, как и все остальные. После этого можно поступить в колледж, а можно продолжить учебу дома и сдать ЕГЭ (на этом этапе обучение называется самообразованием).

На этапе прикрепления могут возникнуть трудности: в обычных школах хоумскулерам обычно не рады. Для администрации и учителей такие дети – лишняя головная боль.

Однако прохождение промежуточной аттестации – право ученика, поэтому с отказом (незаконным!) мириться не стоит. Опытные родители советуют не тратить время на разговоры и сразу писать заявление на имя директора. Обязательно в двух экземплярах.

Второй нужно оставить у себя, после того как секретарь сделает на нем отметку о том, что заявление принято. 

Борьбы с администрацией можно избежать. Дело в том, что прикрепиться можно к любой школе, а не только к той, в которую ребенок ходил раньше, или к ближайшей по месту прописки. И не обязательно к государственной – главное, чтобы у школы была аккредитация. При этом проходить аттестацию можно экстерном, никаких особых причин на это не требуется. 

В некоторых регионах родители могут претендовать на денежную компенсацию, если речь идет именно о семейном обучении (то есть не очно-заочном или заочном обучении в школе). Средняя сумма компенсации – несколько десятков тысяч рублей в год.  

Как организовать процесс

Здесь все зависит от причин перехода на домашнее обучение. Они могут быть самыми разными: конфликты в школе, желание иметь больше свободного времени для спорта или других внешкольных занятий, длительные командировки родителей. В этом случае самый простой, но и самый затратный способ – обучение в онлайн-школе по индивидуальному плану. 

В России есть частные школы, которые занимаются обучением и аттестацией хоумскулеров: «Фоксфорд», «Наши Пенаты», школа имени Лобачевского и т. д. Как правило, экзамены в них можно сдать дистанционно – это удобно для семей, которые долго живут за рубежом или часто переезжают. 

Есть и варианты с очным обучением: школы одного дня, где занятия проходят раз в неделю, или семейные школы, которые семьи-единомышленники создают для совместного обучения своих детей.

Однако далеко не все российские семьи могут позволить себе услуги частных школ.

А кто-то с самого начала хочет взять образование ребенка под свой контроль, отдавая предпочтение альтернативным образовательным системам и методикам (это характерно, в частности, для религиозных семей).

В этом случае нужно получить в школе рабочие программы и график аттестации и, исходя из них, разработать свой учебный план. 

Заниматься самостоятельно можно не только по учебникам, но и с помощью интернет-ресурсов, где есть вся необходимая информация. Если позволяют средства, можно пригласить репетитора – например, для подготовки к ЕГЭ или углубленного изучения отдельных предметов. 

Может ли домашнее обучение быть качественным

Противники домашнего обучения настаивают, что дать ребенку полноценное образование вне школы невозможно. Западная статистика говорит об обратном.

За последние десятилетия ученые из США, Великобритании и Германии провели множество исследований того, как влияет на детей домашнее обучение.

Они показывают, что хоумскулеры превосходят своих сверстников из обычных школ по академическим результатам. Хорошую подготовку абитуриентов, обучавшихся дома, отмечают и университеты.

Важно, что на успеваемость почти не влияют такие факторы, как уровень семейного дохода и наличие или отсутствие педагогического образования у родителей.  

Немногие российские же авторы, занимавшиеся этой проблематикой (в частности, А. Н. Якунина, а за ней – И. В. Кощиенко и Л. И. Покровская), указывают на то, что многие родители фактически уже обучают своих детей на дому, хотя те по-прежнему посещают школу.

Родители разбирают с детьми сложные темы, вместе делают домашнее задание, выбирают курсы или репетиторов, меняют школу на более сильную…

С этой точки зрения переход на хоумскулинг вообще ничего не меняет: родители точно так же отвечают за образование ребенка, просто выбирают для этого другие инструменты. 

Наконец, в качестве школьного образования также есть основания сомневаться. По данным мониторинга эффективности школы «Дополнительное образование школьников (2013–2017 гг.

)» РАНХиГС, в 2017 году дополнительные занятия посещали 64,7 % школьников. 18,2 % – чтобы подготовиться к ОГЭ или ЕГЭ, еще 17,7 % – чтобы подтянуть школьные предметы.

Получается, что немалой части школьников нужна посторонняя помощь, чтобы осилить школьную программу и сдать экзамены. 

Что с социализацией

Ребенок не социализируется – первое опасение, которое возникает, когда разговор заходит о домашнем обучении. Кажется, что если отпадет необходимость ежедневно ходить в школу, то ребенок будет сидеть в четырех стенах под присмотром мамы или бабушки и в конце концов разучится общаться. 

Вновь сошлемся на результаты западных исследований. По мнению ученых, проблем с социализацией у хоумскулеров не возникает. Дети, которые учатся дома, активнее посещают курсы, кружки, спортивные тренировки – просто потому, что у них больше свободного времени. По мнению ученых, хоумскулеры более уверены в себе и самостоятельны, более дружелюбны и даже более счастливы.   

Интересный пример: исследование, опубликованное в 1999 году в США, показало, что дети, обучающиеся дома, намного меньше смотрят телевизор, чем обычные школьники (оценивались результаты учащихся четвертого класса). Не более часа в день просиживали перед экраном 65 % хоумскулеров, три часа – 1,6 %. Ученики обычных школ разделились иначе: 25 % в первом случае и 40 % во втором. 

Не стоит забывать и о том, что в обычной школе детей объединяют в классы по одному признаку – возрасту. Их собственные интересы и желания никак не учитываются.

Навязанный системой коллектив ребенок обречен терпеть одиннадцать лет. Такая модель социализации может скорее навредить.

Не говоря уже о том, что во взрослой жизни, к которой якобы готовит школа, действуют другие модели (за исключением разве что армии и мест лишения свободы).

К каким трудностям готовиться

По закону за образование детей в любом случает отвечают родители, а не школа. Но на практике традиционный способ обучения позволяет снять с себя часть ответственности. Ребенок может находиться в школе с утра до вечера: сначала на уроках, потом на продленке или факультативах; а родители только проверяют дневник и ходят на собрания. 

Переход на домашнее обучение потребует максимального включения – особенно в первый год, когда происходит адаптация к новым порядкам. Сами порядки тоже нужно будет вырабатывать самостоятельно. Готовых схем здесь нет, самый успешный чужой опыт придется адаптировать к своей ситуации. 

Сколько часов в неделю нужно заниматься математикой? А как учить английский, с репетитором или в языковой школе? Во сколько вставать, во сколько ложиться? Какие пособия купить, на какие каналы на подписаться? Добавьте к этому, что с маленьким ребенком кому-то из взрослых придется постоянно оставаться дома: папе-фрилансеру, маме в декретном отпуске с младшими, бабушке или няне. 

Одно из частых родительских опасений связано с тем, что без жесткого графика и строгих учителей ребенок расслабится и совсем не захочет учиться.

Да, поначалу такое расслабление почти неизбежно (здесь мы не говорим о детях, которые учатся дома с самого начала). Родителям надо постараться не паниковать, а дать ребенку время отдохнуть и перестроиться.

Родители и работающие с детьми на домашнем обучении специалисты называют этот процесс «расшколивание». Он может растянуться на месяцы, и это нормально.

Нежелание учиться может оказаться стойким. Тогда надо задуматься о причинах. Одна из них – страх неудачи, особенно если раньше ребенку уже внушили, что у него ничего не получится.

Отбивают интерес и неправильно подобранные программы и методики: слишком простые или слишком сложные, не соответствующие возрастным или индивидуальным особенностям. А иногда родители, профессиональные педагоги, обнаруживают, что легче научить десять чужих детей, чем одного своего.

Дело в том, что другим ты можешь объяснить одну и ту же тему десять раз подряд и сохранить спокойствие, а со своим теряешь терпение моментально.  

В запущенных случаях, когда предмет не дается с самого начала и к старшим классам мотивация у подростка на нуле, стоит проконсультироваться у психолога.

Обратиться за помощью придется и в том случае, если причиной перехода на домашнее обучение стал серьезный конфликт с учителями или одноклассниками. Для ребенка, особенно маленького, это травмирующий опыт.

С ним надо работать, иначе он напомнит о себе в будущем. 

До сих пор речь шла о практической стороне вопроса. Но едва ли не самое важное – смириться с тем, что ребенок может не оправдать ваших надежд. У него свой путь, и задача семьи – помочь его найти. Редкий родитель не запаникует, если ребенок откажется поступать в престижный вуз и пойдет учиться на повара или работать аниматором. Но иногда именно такое решение оказывается правильным. 

Наконец, не исключено, что в какой-то момент вы захотите вернуться в школу. В этом тоже нет ничего страшного – форму обучения можно поменять не один раз.  

Домашнее обучение в России до сих пор воспринимается как что-то исключительное и даже экстремальное. Большинство родителей о такой возможности ничего не знают, а те, кто хочет узнать, встречают сопротивление школьной администрации и чиновников.

Семей, которые преодолели эти барьеры, чрезвычайно мало. Но они, как правило, готовы помочь другим и охотно делятся своим опытом – в соцсетях, на форумах и даже фестивалях.

И этот опыт показывает, что домашнее обучение может быть хорошим выбором в самых разных жизненных ситуациях. 

Источник: https://zen.yandex.ru/media/activityedu/domashnee-obuchenie-otvechaem-na-osnovnye-voprosy-5c6d30e64e666500c090affb

Кто может перейти на индивидуальное обучение в школе

Сколько часов на индивидуальное обучение

В течение нескольких десятков лет обучение в России строилось на принципе массовости и универсальности. В последние годы наблюдается тенденция по отходу от традиционных приемов.

Родителей и их детей все больше привлекает индивидуальное обучение, которое может быть представлено разными видами и формами.

Явление пока не получило сильного распространения, но к нему все чаще обращаются семьи, младшее поколение которых могло бы получать образование по классическому образцу. У направления действительно немало преимуществ, но есть и негативные моменты.

Особенности индивидуального обучения в России

Согласно положениям российского законодательства, дети, достигшие школьного возраста, получают право на получение среднего образования. Это может быть как традиционный подход, так и индивидуальное обучение в школе или дома.

Чаще всего к такому варианту прибегают в ситуации, осложненной психическими или физическими заболеваниями у ребенка.

Мало кто знает, что и совершенно здоровые дети без каких-либо особенностей имеют право претендовать на такую форму обучения.

На обучение по индивидуальному учебному плану школьники могут перейти по усмотрению родителей в разрешенных случаях.

Цели и задачи направления

Индивидуальное обучение – это отдельный вариант способа работы с ребенком школьного возраста. Его основной целью является предоставление шанса на получение образования детям, нуждающимся в особом подходе.

Специфические приемы направления позволяют создавать подходящую схему учебы для каждого конкретного школьника. В результате он может освоить тот материал, который предусмотрен Федеральным государственным образовательным стандартом.

Вопреки распространенному мнению, обучение по частному плану предусмотрено российской системой образования, поэтому при наличии оснований для его применения услуги предоставляются бесплатно.

Виды индивидуального обучения

Специфика индивидуального подхода к обучению такова, что вариантов работы с ребенком могут быть десятки – в этом и заключается смысл направления. Педагоги выделяют две схемы организации учебного процесса, на базе которых и строится подходящий частный вариант.

Основные виды индивидуального обучения:

  • без посещения школы (на дому) – ученик находится дома, где его посещают педагоги. Ему не нужно никуда ходить, он работает по собственному графику. Чаще всего схему применяют по отношению к детям с ограниченными возможностями;
  • с посещением школы – если ребенок может находиться в коллективе, а его физическая активность не ограничена в значительной степени, он может посещать учебное заведение. Такой вариант более удобен для педагогов, которым не приходится менять рабочий график.

Возможна и смешанная схема, которая сочетает приемы обоих базовых форм обучения.

Влияние научно-технического прогресса на способ получения образования

Благодаря развитию интернета и информационных технологий индивидуальная форма обучения в школе получила новые возможности. Во-первых, теперь дети могут получать и передавать нужную информацию с помощью компактных носителей. Во-вторых, у них появилась масса способов заняться самообразованием.

Наконец, все активнее развиваются технологии, на основе которых разработано дистанционное обучение. Теперь учителям не обязательно посещать своих учеников, уроки можно вести удаленно. При необходимости даже промежуточное тестирование и другие формы проверки знаний можно осуществлять в электронном виде.

Законодательные нормативы

Индивидуальная программа обучения в школе может применяться на основании Закона об образовании. Это подкреплено еще рядом документов, в частности, письмами Министерства образования.

Стоит учесть, что не все школы предоставляют услугу, в обязанности некоторых заведений это не входит. Наличие в учреждении такого сервиса должны быть прописано в Уставе организации.

Там же перечисляются все правила и особенности оказания услуги, упоминаются группы детей, на которых рассчитано направление.

Специфика учебного процесса

Если ребенок посещает индивидуальные занятия в школе, расписание строится в зависимости от его возможностей. Дети, которые находятся на домашнем обучении, работают по определенному графику.

Для ученика начальной школы количество часов, отводимых на работу с учителем, не должно превышать восьми в неделю.

Для детей средних и старших классов показатель равняется десяти и двенадцати часам соответственно.

Получается, что находясь на индивидуальном обучении, школьники большую часть времени занимаются самостоятельно. Некоторые скептики воспринимают это как недостаток подхода, но на практике все иначе.

Настроенные на результат дети привыкают к необходимости заниматься самообразованием. Многие из них быстро учатся пользоваться дополнительными источниками информации и базовыми пособиями.

В результате они нередко осваивают программу быстрее и качественнее, чем их сверстники при традиционном подходе.

На кого рассчитано обучение по индивидуальной схеме?

Чтобы получить индивидуальное обучение в школе, надо привести аргументы в пользу применения особой системы.

Специалисты выделили несколько групп детей, представители которых чаще всего нуждаются в специфическом подходе.

Вообще, любой ребенок может рассчитывать на использование такой схемы, но, если для этого нет оснований, в ход идет дистанционное обучение, предлагаемое коммерческими школами.

Если в школе не принят соответствующий локальный акт, то реализовать свое право на обучение по индивидуальному учебному плану в данной организации невозможно.

Проблемы с успеваемостью и/или дисциплиной

Если ребенок в целом учится плохо или сильно не успевает хотя бы по одному из предметов, для него может быть разработана индивидуальная программа в школе.

Также система нередко применяется по отношению к ребятам, которые не могут наладить отношения в коллективе или ведут себя вызывающе в общении с учителями.

Частный подход иногда становится единственным вариантом получения образования ребенком с психическими отклонениями или особенностями развития.

В таких ситуациях дети нередко не только осваивают школьную программу, а еще и дополнительно занимаются с психологами, дефектологами. Если через какое-то время проблема будет устранена или сглажена, ставится вопрос о введении учащегося в коллектив.

Талантливые дети

Индивидуальный учебный план способен принести пользу не только неуспевающим ученикам, но и одаренным школьникам. Примечательно, что дети, которые сильно прогрессируют по одним предметам, могут серьезно отставать по другим дисциплинам.

Чтобы одновременно развивать таланты таких ребят и дотягивать их по проблемным направлениям до достойного уровня, нужен специальный учебный план.

Также стоит учесть, что такие школьники нередко сталкиваются с трудностями при общении со сверстниками, но чувствуют себя комфортно в окружении взрослых.

Юные спортсмены

Детям, которые профессионально занимаются спортом, нередко приходится пропускать занятия. После перерыва им сложно воспринимать информацию, а программу всему классу, подстраиваясь под них, никто менять не будет.

В этом случае также спасением становится индивидуальная школа в одном из ее многочисленных вариантов. Благодаря продвижению системы, а также развитию информационных технологий, современные начинающие спортсмены в полном объеме усваивают обязательную школьную программу.

Это позволяет им всесторонне развиваться, а после школы при желании продолжать получение образования в высших учебных заведениях.

Дети с ограниченными возможностями

Наверное, самая многочисленная группа на сегодняшний день. Дети, которые в силу физических или психических недугов, а также особенностей развития, вынуждены сидеть дома, чаще всего получают помощь в виде индивидуальных уроков.

Если есть возможность, учителя стараются помочь таким школьникам освоить стандартную учебную программу. В сложных случаях базовый учебный план максимально упрощается, подводится под способности ребенка. Сегодня активное развитие получило такое направление, как инклюзия.

При этой форме обучения для детей с ограниченными возможностями создаются комфортные условия в самой школе, чтобы ребята могли общаться со своими сверстниками.

Как перевести ребенка на индивидуальное обучение?

Закон позволяет либо изначально оформить индивидуальное обучение в школе, либо в любой момент перевести на него ребенка. Для этого достаточно написать заявление по форме и подать его в администрацию заведения. В документе нужно описать причины выбора в пользу специальной формы обучения, перечислить свои пожелания к программе.

Например, указать, что одни обязательные предметы школьнику следует давать в интенсивном темпе, а другие – в замедленном. Также можно запросить услугу по проведению дополнительных занятий по каким-то дисциплинам, но это уже будет классифицироваться как репетиторство. Такие услуги даже муниципальными школами предоставляются за плату.

Что делать при получении отказа?

Перед обращением с заявлением в администрацию школы стоит узнать, предусмотрена ли конкретным заведением данная форма обучения. Этот момент должен быть прописан в Уставе.

Если в документе есть соответствующее положение, официальными представителями ребенка озвучены причины отказа от традиционного подхода, а школа не дает разрешения, надо обратиться в местное отделение Министерства образования.

Сотрудники организации либо обяжут учебное заведение предоставить услугу, либо подберут для школьника подходящее место учебы.

Примечательно, что даже если индивидуальное образование в школе не предусмотрено, представители Министерства образования могут обязать учреждение внести разрешающие поправки в свой Устава.

Обращение в образовательный центр

Любая организация, предоставляющая образовательные услуги и выдающая по окончании курса документ о его прохождении – это та же школа индивидуального обучения.

Такие учебные центры для детей и взрослых набирают все большую популярность.

Если несколько лет назад в них преимущественно преподавались иностранные языки, то теперь так можно получить дополнительную помощь по любой школьной дисциплине.

https://www.youtube.com/watch?v=xMt0-pNzJP0

Особого внимания заслуживают частные учебные заведения, практикующие дистанционное обучение. Они не просто обещают дополнительную подготовку, а позволяют получить полное среднее образование и аттестат, не помещая школу.

Преимущества индивидуального обучения

Задумываясь над переходом на особую форму преподавания, стоит оценить достоинства и недостатки индивидуального обучения. Важно помнить, что подход может быть представлен разными формами, среди которых можно подобрать оптимальный вариант.

Положительные стороны индивидуального обучения:

  • ускоренные темпы освоения материала – во время уроков учитель напрямую работает с учеником, не отвлекаясь, не тратя время на других школьников. Это позволяет за пять минут занятий добиться больших результатов, чем за 45 минут полноценного школьного урока. Дополнительные самостоятельные занятия, к которым дети быстро привыкают, еще больше увеличивают скорость обучения;
  • экономия времени – отсутствие необходимости слушать ответы других учащихся и возможность работать в собственном темпе позволяют ребенку за 1-2 часа учебы в день идти по стандартной школьной программе. Остальное время ученик может потратить на самообразование или любимые дела;
  • принятие во внимания способностей учащегося – программа строится с учетом пожеланий ребенка, его интересов, предрасположенности к предметам. Неинтересные для ученика дисциплины прорабатываются в минимальном объеме, достаточном для освоения базовой программы;
  • комфортная рабочая обстановка – подход позволяет подобрать оптимальный график занятий, обустроить удобное учебное место, располагающее к получению знаний. При этом школьника не будут отвлекать другие ученики, что позволит с пользой потратить отведенное на урок время;
  • отсутствие дополнительных стрессов – многие дети боятся быть центром всеобщего внимания, опасаются выглядеть смешными или сделать ошибку. Частные уроки помогают им расслабиться и полностью раскрыть свой потенциал.

Индивидуальное обучение – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану.

Наконец, индивидуальное обучение – это возможность получить достойное образование, несмотря на препятствия. Иногда применение подхода оказывается временной мерой, которая позволяет не тратить время ребенка впустую, в ожидании изменения обстоятельств.

Недостатки индивидуального обучения

проблема, с которой сталкивается ребенок на индивидуальном обучении – недостаток общения со сверстниками.

Если причина применения программы не заключается в проблемах со здоровьем, этот минус можно устранить, обеспечив ребенку активную социальную жизнь.

Также стоит учесть, что при использовании особого подхода качество обучения во многом зависит от самостоятельности и ответственности ребенка. Хотя бы изначально за его работой нужно следить, чтобы он не стал относиться к учебе слишком расслабленно.

Родителям, которые планируют перевести ребенка на индивидуальное обучение без каких-то оснований, стоит подготовиться к серьезным расходам. Если ребенок без проблем может посещать школу, то ее администрация не будет предоставлять такую услугу бесплатно. Здесь придется договариваться с педагогами или искать частное учебное заведение.

Источник: http://www.schoolioneri.com/blog-o-chastnyx-shkolax/individualnoe-obuchenie

Что такое индивидуальный учебный план в школе и как его составить, обучение по индивидуальной программе

Сколько часов на индивидуальное обучение

Начнём с более общего вопроса: что такое учебный план? Согласно официальному определению, это документ, который содержит перечень, трудоёмкость и последовательность изучения предметов.

Каждая школа перед началом учебного года составляет свой учебный план (УП), ориентируясь при этом на Федеральный базисный учебный план.

Соответственно, индивидуальный учебный план — тот же УП только для конкретного ученика.

Индивидуальный учебный план (ИУП) — это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Статья 2 закона «Об образовании в Российской Федерации»                                     

Внешне УП и ИУП почти идентичны.

Слева — типичный школьный УП, справа — пример ИУП

Особенности плана индивидуального обучения

Индивидуальный учебный план может отличаться от общего перечнем предметов, последовательностью их изучения и трудоёмкостью. Главное, чтобы всё оставалось в рамках ФГОС. Вот как это может быть реализовано:

  • Перечень предметов. Это количество и наименование дисциплин, которые должен изучить ребёнок в учебном году. Можно включать и исключать предметы, например, если в школе проходят информатику с 7 класса, то вы можете начать изучать её с 5-го.
  • Последовательность. Это распределение предметов по периодам обучения. В большинстве школ практикуется параллельное изучение: пять часов математики в неделю, четыре часа физики, два истории и так далее. По ИУП можно изучать предметы последовательно — блоками или модулями. Например, сначала весь курс русского языка (70 часов), затем литературы (105 часов), потом химии и так далее. Параллельное и последовательное изучение можно сочетать. Допустим, весь год английский по три часа в неделю, а остальные предметы блоками.
  • Трудоёмкость. Это количество часов по курсу в год. Индивидуальный учебный план позволяет сокращать или увеличивать почасовую нагрузку. Так, если школа или класс имеет математический уклон, а ребёнок гуманитарий, вы вправе изучать алгебру с геометрией на базовом уровне. И наоборот: можно повысить уровень изучения того или иного предмета, даже если в школе он преподаётся на базовом уровне.

Кто может обучаться по индивидуальному плану в школе

На обучение по индивидуальному учебному плану можно перейти в следующих случаях:

  • Ребёнок осваивает образовательные программы быстрее или медленнее сверстников. Причём на ИУП можно перейти сразу по всем, нескольким или только одному предмету.
  • Ребёнок не может придерживаться школьного расписания из-за профессионального спорта, творческой деятельности или семейных обстоятельств.
  • Ребёнок не может адаптироваться в школе или по состоянию здоровья вынужден перейти на надомное обучение.
  • Ребёнок имеет академическую задолженность. В этом случае ИУП позволяет не оставаться на второй год.

Список не исчерпывающий — локальными актами школы могут быть предусмотрены и другие случаи.

Как составить индивидуальный учебный план

Универсального подхода не существует, однако, при разработке индивидуального учебного плана следует помнить, что ИУП ≠ рабочая программа.

Реализация индивидуального учебного плана должна осуществляться в пределах образовательной программы школы. На аттестации ребёнка, обучающегося по ИУП, спросят то же, что и всех остальных ребят его параллели.

В индивидуальный учебный план обязательно должны войти:

  • инвариантная часть федерального компонента, то есть обязательные предметы на базовом уровне;
  • вариативная часть федерального компонента (дополнительные предметы на базовом уровне);
  • региональный компонент, то есть предметы, обязательные для изучения в конкретной республике или крае Российской Федерации;
  • компонент образовательной организации (требования к учащимся конкретной школы).

Общий алгоритм составления индивидуального учебного плана: 

  1. Выявление особенностей и потребностей учащегося.
  2. Определение уровня знаний, умений и навыков ребёнка.
  3. Изучение Федерального базисного и школьного учебного плана.
  4. Изучение образовательной программы школы.
  5. Составление индивидуального учебного плана на основе всех полученных данных.

‍Источник — unsplash.com

Кто составляет индивидуальный учебный план

На заочной форме обучения эту работу обычно проделывает школа (в идеале — совместно с родителями), на семейном обучении составление индивидуального учебного плана, как правило, ложится на плечи родителей.

Как оформить переход на индивидуальное обучение

Порядок обучения по индивидуальному учебному плану определяет школа. Если её локальными актами работа с ИУП не предусмотрена, скорее всего, придётся поискать другую. Исключение — обучение по индивидуальному учебному плану для устранения академической задолженности.

Процедура перехода на ИУП зависит от выбранной вами формы получения образования.

В образовательной организации (очное, очно-заочное и заочное обучение):

  1. Родители подают в школу заявление на обучение по индивидуальному учебному плану. В нём указывается срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план.
  2. Родители и школа заключают договор об обучении по ИУП.
  3. Директор школы издаёт приказ, копия которого хранится в личном деле обучающегося.

    При этом ребёнок остаётся в контингенте школы и подчиняется её правилам.

Вне образовательной организации (семейное образование, самообразование):

  1. Родители уведомляют орган местного самоуправления о переходе на семейное образование.
  2. Родители выбирают школу для прикрепления.
  3. Родители и школа заключают договор об аттестациях, неотъемлемым приложением которого должен быть индивидуальный учебный план и график аттестаций. При этом ИУП должен быть пригоден для сдачи аттестаций, то есть соответствовать образовательной программе школы, и учитывать интересы ребёнка.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/chto-takoe-individualnyy

Сколько платят учителям за домашнее обучение

Сколько часов на индивидуальное обучение

Домашнее обучение – вид образования, когда ребенок не посещает школу, а учится по индивидуальному плану с приходящими на дом преподавателями. Сколько платят учителям за уроки на дому зависит от нескольких факторов.

Причины такой формы образования могут быть разными, чаще всего это медицинские показания. Обучение на дому не предусматривает каких-то поблажек ученику. Он должен освоить ту же образовательную программу, что и его одноклассники, но в индивидуальном порядке и по графику, согласованному со школой.

Каждый ребенок прикреплен к школе, соответственно, преподавателя назначают из тех, что работают с его классом. В особых случаях учитель может быть привлечен из другого образовательного учреждения.

За домашнее обучение оплата учителю не должна отличаться по сравнению с обычными часами в школе в меньшую сторону. Сколько платят конкретному педагогу в первую очередь зависит от региона.

Сколько детям положено следующее количество индивидуальных часов в неделю:

• 8 для 1-4-ых классов,

• 10 для 5-7-ых классов,

• 11 для 8-9-ых классов и

• 12 для 10-11-ых классов.

Длительность урока в общеобразовательных учреждениях, которая не должна превышать 45 минут (академический час).

Что касается режима учебы при надомном обучении, который может быть существенно облегчен, сколько длится урок строго не регламентируется и зависит от мед.

показаний и состояния обучающегося, при этом академический час может быть сокращен и составлять 20-30 минут, что в любом случае платят за одно занятие – один час ставки.

В индивидуальном обучении участвует две стороны: обучающийся и родители, либо законные представители и педагоги, и администрация школы.

Сколько платят учителю за длительное обучение на дому? При продолжительном обучении – дольше, чем два месяца, либо при невозможности установить точный срок окончания, учителю занятия оплачиваются почасово, в других случаях – включаются в тарификацию.

Если преподаватель не может провести занятие из-за болезни или других причин, школой производится замена учителя на время отсутствия основного преподавателя, производящего домашнее обучение.

Если урок отменяется вследствие болезни ученика, преподаватель отрабатывает недостающее время по согласованию с родителями.

Сроки отработки пропущенных по болезни учителя часов тоже согласовываются с родителями школьника. Как правило, директор либо заместитель, издает распоряжение, где указывается причина переноса занятий и сроки, когда они будут отработаны. Перенос возможен только с согласования и письменного согласия родителей.

Иногда индивидуальные занятия с ребенком прекращаются досрочно. В таком случае администрацией издается приказ для бухгалтерии о снятии с преподавателя данной нагрузки.

  • 1 Порядок расчета по закону
  • 2 Что на самом деле

Порядок расчета по закону

Доплачивают ли учителю на дому? Если ребенок учится на дому и кроме своей нагрузки преподавателю приходится заниматься с ним, то часы работы с такими детьми добавляются к другой учебной нагрузке. За работу с детьми, находящимися на индивидуальном графике преподавателю доплачивают 20%. Т.к.

педагогические работники, осуществляющие обучение на дому, состоят в трудовых отношениях со школой, часы, которые они провели, занимаясь с «надомниками» обязательно включают в тарификацию. Это значит, что расчёт зарплаты за период каникул, в том числе летних, если он не совпадает с основным отпуском, производят на общих основаниях.

Работа педагога в осенние, зимние, весенние, летние каникулы оплачивается по тарификации перед началом каникул. Работодатель обязан выплатить педагогическому работнику зарплату за период каникул и за часы индивидуальной работы на дому.

Запрещается исключать данные часы из общей нагрузки педагога в каникулы, так как работник производит обучение детей на дому не по почасовой оплате.

Сколько доплачивают учителям за домашнее обучение? Расчет заработной платы педагогов школ, осуществляющих занятия со школьниками, не посещающими учебное заведение по состоянию здоровья, либо детей-инвалидов, должен осуществляться на общих основаниях. Расчет производится следующим образом: отработанные часы умножаются на ставку зарплаты, которая положена учителю, плюс повышающий коэффициент. Полученный результат делится на недельную норму, которая предусмотрена за ставки зарплаты.

Работникам, которые осуществляют преподавание на дому, зарплата выплачивается из средств областного бюджета.

Что на самом деле

Хоть по закону преподавателям положены доплаты за “надомников”, многие их не получали. За домашнее обучение школа получает финансирование из фондов, либо от государства. Часто эти деньги идут на нужды школы, либо администрации «в карман», а преподаватель получает обычный расчет, без надбавки. Стимулирующие выплаты также часто не производятся.

Конечно, это исключения из правил и обычно положенные часы преподавателям оплачивают добросовестно. Причем «надомники» приносят выгоду, как самым учителям, так и школе: за них доплачивают как за целый класс.

Однако, проезд учителям не компенсируют и им приходится добираться до учеников самостоятельно, даже если те проживают далеко от школы, например в области.

Иногда преподаватели могут договориться с родителями, либо проводить занятия в Скайпе, дистанционно.

Источник: https://nello.ru/vospitanie/pedagogu/skolko-platyat-uchitelyam-za-domashnee-obuchenie/

Индивидуальное и домашнее обучение

Сколько часов на индивидуальное обучение

Домашнее обучение — что это такое ? Кто имеет на него право ?  Читайте ниже.

Любой ребенок в России имеет право на образование

Подавляющее большинство детей с 7 до 18 лет в настоящее время учится в школах. Но некоторые дети проходят обучение на дому. Здесь возможны 2 варианта.

  1. Ребенок здоров, а его родители считают домашнее обучение наиболее удобной формой обучения для своего ребенка.
  2. Ребенок болен и не может посещать занятия в школе по состоянию здоровья.

Семейное образование

В первом случае вопрос о целесообразности для ребенка домашнего обучения решается в местных органах управления образованием.

Вопрос может решиться положительно, если ребенок постоянно переезжает с места на место с родителями, если серьезно чем то увлечен и постоянно выезжает на конкурсы или соревнования, если опережает сверстников в развитии и осваивает школьную программу быстрее других детей.

Такое образование называется семейным. Возможность такого образования имеется у ребенка в соответствии с действующим законом об образовании. В новом законопроекте тоже есть такой пункт.

  • Глава 7. Общее образование
    3. Общее образование может быть получено в форме семейного образования, а также в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, указанных в части 4 настоящей статьи. Среднее общее образование может быть также получено в форме самообразования.

Учить всему придется родителям в семье. Ребенок будет прикреплен к определенной школе. Куда будет регулярно приглашаться для сдачи экзаменов по школьной программе. Приглашение на дом учителей и репетиторов осуществляется в этом случае по желанию родителей. И все расходы, связанные с этим лежат на родителях.

Если ребенок длительно болен,  лечится амбулаторно и по состоянию здоровья не может посещать школу, он имеет право на домашнее обучение. В этом случае вопрос о необходимости домашнего обучения для ребенка решает КЭК (контрольно-экспертная комиссия в детской поликлинике по месту жительства и выдает ребенку справку, о необходимости домашнего обучения.

Возможны два варианта развития событий

  1. лечащий врач ребенка сам объяснит родителям необходимость домашнего обучения и предложит оформить справку через КЭК
  2. родители  понимают, что их ребенок не в состоянии обучаться в школе на общих основаниях, и  начинают беспокоиться по поводу домашнего обучения для него.

В любом случае ребенок должен иметь серьезное хроническое заболевание, которое не позволяет ему обучаться в школе наравне со сверстниками.

Оформление справки о необходимости домашнего обучения всегда начинают с посещения врача-специалиста по заболеванию ребенка и получения его рекомендаций в отношении домашнего обучения. Существует перечень медицинских показаний для обучения на дому, утвержденный письмом Мин.просв. РФ от 8.07.

1980 г. N 281-м и Минздрава РФ от 28.07. 1980 г. N 17-13-186.  Ознакомиться с этим перечнем можно здесь pokazanya k domashnemu obucheniyu

Далее КЭК выносит свое решение по вопросу необходимости обучения ребенка на дому и выдает родителям на руки справку, в которой указывается диагноз ребенка и срок рекомендуемого домашнего обучения. Справка заверяется тремя подписями: лечащий врач, зав. поликлиникой и главный врач, и круглой печатью поликлиники.

Справка может выдаваться на длительный срок, (максимально на 1 учебный год) и на короткий срок (от 1 месяца при травмах и после операций).

Заявление от родителей

Далее родители пишут заявление на имя директора школы с просьбой организовать для ребенка индивидуальное обучение на дому и прилагают к заявлению справку из поликлиники.

Отказать в домашнем обучении школа не имеет права, если это ближайшая к Вам школа по месту жительства.

Если ребенок до болезни учился далеко от дома, на время домашнего обучения родители имеют право перевести его в близлежащую школу.

Дальнейшей организацией индивидуального обучения ребенка занимается школа. В каждой общеобразовательной школе существуют правила по организации обучения на дому. С ними родителям стоит ознакомиться. Обычно, в них есть такой пункт:

Организация образовательного процесса может иметь свои особенности в зависимости от психофизического развития и возможностей обучающихся.

Этими особенностями могут быть, во-первых, разные сроки освоения образовательных программ (возможно их увеличение по сравнению с общеобразовательной школой); во – вторых, вариативность организации занятий с обучающимися (занятия могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно, то есть часть занятий проводится в школе, часть – дома); в – третьих, гибкость моделирования учебного плана.

Это означает, что ребенок вовсе не обязательно должен  обучаться исключительно дома весь срок, указанный в справке. Это зависит от возможностей ребенка (его состояния здоровья), а также от желания родителей и ребенка. Все эти вопросы совместно обсуждаются и создается план индивидуального обучения ребенка.

Домашнее обучение

Возможно чисто домашнее обучение. Когда педагоги будут приходить к ребенку на дом и заниматься с ним на дому. Такая форма обучения регламентируется письмом Министерства образования РФ от 14 ноября 1988г № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» В этом документе четко расписано, сколько часов в неделю педагоги обязаны заниматься с ребенком:

  • 1 — 4 кл — 8 ч,
  • 5 — 8 кл — 10 ч,
  • 9 кл — 11 ч,
  • 10 — 11 кл — 12 ч.

Расписание  составляется индивидуально и согласовывается с родителями, занятия в таком объеме проводятся бесплатно для ребенка, учебниками он обеспечивается наравне с другими детьми (на сегодняшний день все школьники обеспечиваются ими за счет родителей).

Индивидуальное обучение

Этих часов не всегда бывает достаточно для полноценного обучения, а занятия сверх этого объема уже оплачиваются родителями. Поэтому большинство родителей стараются организовать ребенку посещение школы, как только это становится возможным для него.

Чаще вопрос решается так: ребенок в периоды ремиссии или относительно хорошего самочувствия посещает школу и занимается вместе с классом или индивидуально с учителем (но в школе). А в периоды обострения (ухудшения самочувствия) учителя приходят к нему на дом. Или индивидуально ребенок изучает только некоторые предметы, которые даются ему особенно трудно.

Такой подход регламентируется письмом Министерства образования РФ от 28 февраля 2003 г. № 27/2643-6 «Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения».

Полный текст этого документа можно увидеть здесь Metodicheskie rekomendacii В любом случае вариант обучения для ребенка подбирается с письменного согласия родителей.

Дистанционное обучение больных детей

В настоящее время организуется новая форма обучения для детей инвалидов: дистанционное обучение.

Она применима только к детям-инвалидам, ведь  им домашнее обучение требуется длительно.

На сегодняшний день для этой программы обучения отбирают детей с сохранным интеллектом, не имеющих сложных нарушений развития и не имеющих противопоказаний к работе за компьютером.

Предлагается форма домашнего обучения через компьютер и интернет, (через скайп), такое обучение проводится по согласованию с родителями.

На время обучения дети обеспечиваются необходимым оборудованием: компьютер, подключенный к интернету, на котором установлены программы, необходимые для обучения. А также обслуживанием: обеспечением быстрого ремонта или замены техники, в случае ее поломки.

Подробнее с документом: Письмо Министерства образования и науки РФ от 30.09.09г. № 06-1254 «Рекомендации по организации дистанционного обучения», регламентирующим эту форму обучения можно ознакомиться здесь  distancionnoe obuchenie

Обучение происходит через центр дистанционного обучения, либо через общеобразовательную школу. Чаще всего дистанционное обучение сочетается с другими формами обучения. (Обучение на дому, комбинированное и т.д.) Эта форма обучения на сегодняшний день очень активно развивается.

.  Индивидуальное и домашнее обучение.

Источник: https://mamadoktor.ru/38-118/individualnoe-i-domashnee-obuchenie.html

О финансах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: